ФАС хочет обеспечить возможность блокировки сайтов за антиконкурентные нарушения
Как следует из документа, размещенного ФАС в понедельник для общественного обсуждения, в кодекс об административных нарушениях хотят внести такое наказание, как «ограничение доступа к информационным системам и (или) программам».
В КоАП, в частности, предлагается ввести такое понятие, как «совершение административного правонарушения с использованием ценового алгоритма».
Ценовой алгоритм – программное обеспечение (программа для электронно-вычислительной машины, совокупность таких программ или программно-аппаратных средств), доступ к которому обеспечивается путём его установки на электронные вычислительные машины пользователя или посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предназначенное в соответствии с заданными параметрами для мониторинга цен на товарном рынке, расчета цен на товары, установления цен на товары и (или) контроля цен на товары либо совершения действий при участии в торгах.
Ограничение доступа к IT-системам, как сказано в документе, может назначаться только в случаях, предусмотренных статьями Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Решение об ограничении назначается судьей на срок до 90 суток.
Постановление судьи, назначившего административное наказание в виде ограничения доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, должно содержать доменное имя и (или) сетевой адрес и (или) указатели страниц сайта в сети «Интернет», которые позволяют идентифицировать информационный ресурс, и исполняется органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) немедленно после вынесения такого постановления.
В течение суток с момента поступления по системе взаимодействия в адрес Роскомнадзора соответствующего постановления, указанный орган направляет операторам связи по системе взаимодействия требование о принятии мер по ограничению доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин.
Ограничение доступа к информационным системам досрочно прекращается судьей, назначившими административное наказание, по ходатайству оператора информационной системы, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания, устранены.
Обсуждение законопроекта продлится до 12 ноября.
Напомним, что ФАС в настоящее время занимается разработкой законопроекта, который отрегулирует цифровые платформы.
ФАС опубликовала первую версию пятого антимонопольного пакета в марте этого года, а в августе представила уточненный документ.
Пятый антимонопольный пакет предлагает распространить регулирование на «цифровые платформы» — размещенную в Интернете «инфраструктуру, которая используется для организации и обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей».
Вводит понятие «сетевых эффектов» — способности интернет-компании при наличии у нее большой базы данных влиять, например, на цену товара. Платформа, которая занимает не менее 35% рынка «взаимозаменяемых услуг», будет признаваться занимающей доминирующее положение. В документе не поясняется, что такое «рынок взаимозаменяемых услуг».
Цифровым платформам запрещено устанавливать дискриминационные условия доступа к данным, в том числе к данным пользователей.
Вводится институт «доверенного лица», которое должно помогать компании исполнять предписания ФАС, а также проводить независимую экспертизу.
Под антимонопольное регулирование попадут права на результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы, программы, базы данных, изобретения, товарные знаки и др.). ФАС получит возможность при определенных условиях лишать их авторов и разработчиков исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Одобрение ФАС необходимо получать на сделку с акциями компаний, если ее цена превышает 7 миллиардов рублей.
Недавно стало известно, что Минэкономразвития посчитало предложенные поправки недостаточно обоснованными. В отзыве отмечается, что проект содержит избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц или способствует их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов предпринимателей, а также бюджета страны.
В конце декабря 2017 президент России Владимир Путин подписал указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», в котором в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции, определено, в том числе совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и её глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках.