Минэкономразвития дало отрицательную оценку пятому цифровому антимонопольному пакету ФАС

201

Министерство экономического развития РФ выступило против новых поправок к закону «О защите конкуренции», касающихся использования цифровых технологий, пишет РБК.

Напомним, ФАС опубликовала первую версию пятого антимонопольного пакета в марте этого года, а в августе представила уточненный документ.

Пятый антимонопольный пакет предлагает распространить регулирование на «цифровые платформы» — размещенную в Интернете «инфраструктуру, которая используется для организации и обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей».

Вводит понятие «сетевых эффектов» — способности интернет-компании при наличии у нее большой базы данных влиять, например, на цену товара. Платформа, которая занимает не менее 35% рынка «взаимозаменяемых услуг», будет признаваться занимающей доминирующее положение. В документе не поясняется, что такое «рынок взаимозаменяемых услуг».

Цифровым платформам запрещено устанавливать дискриминационные условия доступа к данным, в том числе к данным пользователей.

Вводится институт «доверенного лица», которое должно помогать компании исполнять предписания ФАС, а также проводить независимую экспертизу.

Под антимонопольное регулирование попадут права на результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы, программы, базы данных, изобретения, товарные знаки и др.). ФАС получит возможность при определенных условиях лишать их авторов и разработчиков исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Одобрение ФАС необходимо получать на сделку с акциями компаний, если ее цена превышает 7 миллиардов рублей.

ФАС получит возможность продлевать и приостанавливать срок рассмотрения ходатайств для трансграничных сделок на 3–5 лет и др.

Минэкономразвития посчитало предложенные поправки недостаточно обоснованными. В отзыве отмечается, что проект содержит избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц или способствует их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов предпринимателей, а также бюджета страны.

Под указанное в поправках определение «цифровой платформы» может быть подведена почти любая электронная площадка в Интернете, включая сайты туроператоров, банков, страховых компаний, различные агрегаторы и др., где продавцы и покупатели могут взаимодействовать, говорится в отзыве. Под их взаимодействием могут пониматься и размещение объявлений, рекламы, и непосредственно купля-продажа товаров и услуг. Не определено и то, о каких покупателях идет речь — конечных потребителях или продавцах, оптовиках.

В документе нет пояснения, что такое «рынок взаимозаменяемых услуг», как будут определяться его границы и доля той или иной компании на нем, непонятно, каким образом можно подсчитать выручку «цифровой платформы» и определить ее доминирующее положение.

Также Минэкономразвития раскритиковало введение понятия «сетевой эффект», так как непонятно, как ФАС будет подсчитывать влияние сетевых эффектов на изменение ценности товаров для потребителей. Введение института «доверенного лица», как указано в отзыве, является «необоснованным и спорным». Неясно, что именно должно делать такое лицо и как оно будет взаимодействовать с антимонопольным органом. Из законопроекта следует, что «доверенное лицо» в ходе работы может получить доступ к коммерческой тайне компании, в отношении которой выносится предписание, а принудительное разглашение такой тайны без согласия субъекта невозможно.

Минэкономразвития считает избыточным продление рассмотрения сделок с «трансграничным характером» на 3–5 лет. Это может привести к тому, что компании откажутся от совершения подобных сделок вообще, что отрицательно скажется на привлечение зарубежных инвестиций в Россию и может привести к исчезновению в стране отдельных товарных рынков.

Выдача принудительных лицензий на результаты интеллектуальной деятельности уже регулируется Гражданским кодексом, поэтому дополнительное регулирование в Минэкономразвития также считают лишним.

Отметим, что без положительной оценки регулирующего воздействия от Минэкономразвития законопроект невозможно будет внести в правительство и впоследствии на рассмотрение в Госдуму.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

одиннадцать + 8 =