Евразийская цифровая платформа удаленных деловых сервисов: системно-архитектурные основы

Предлагаем вашему вниманию статью Алексея Домрачева, советника департамента проектов цифровой трансформации министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Статья продолжает начатую ранее тему создания международных информационных систем.

Аннотация

Статья развивает и актуализирует ряд предыдущих публикаций (1, 2, 3, 4) на D-Russia.ru, посвященных проблематике цифровой трансформации экономики и управления в рамках Большого евразийского партнёрства. В этих публикациях был предложен подход к обеспечению цифровой связанности Евразийского континента на основе матрицы концентраторов (хабов) торговых сервисов. Также была выдвинута идея построения интероперабельной совокупности национальных цифровых многофункциональных платформ государств-членов ЕАЭС и рассмотрены вопросы построения институционально-технологической архитектуры таких цифровых платформ.

Со времени публикации последней статьи на эту тему в мире произошел ряд существенных изменений, связанных с пандемией коронавируса, карантином и самоизоляцией граждан большинства стран, что резко актуализировало переход к дистанционным (удаленным) формам информационного взаимодействия. Представляется обоснованным рассмотреть общесистемные вопросы построения международных информационных систем в этом контексте и предложить инициативу по созданию Евразийской цифровой платформы удаленных деловых сервисов (ЕАЦП УДС).

В настоящей статье рассматриваются системно-архитектурные основы построения ЕАЦП УДС. Системно-технические аспекты построения такой платформы будут рассмотрены позднее.

Предпосылки

Тридцатого марта 2020 года в России введен режим полной самоизоляции для всех граждан из-за угрозы распространения COVID-19. Самоизоляция – это комплекс ограничительных мер для населения, которые вводит правительство на определенный срок для борьбы с распространением опасного заболевания. Граждан просят соблюдать режим: не выходить на улицу без острой необходимости, ограничить контакты с другими людьми и соблюдать все рекомендации по профилактике вирусных заболеваний, предложенные медицинским сообществом. Люди, вернувшиеся из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, обязаны соблюдать двухнедельный карантин. Многие организации перевели в этой связи своих сотрудников на дистанционный режим. Соответствующий приказ подписан и Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Президент России Владимир Путин назвал преимущества дистанционной работы.

«Во-первых, никуда не надо ехать, мы экономим время на передвижении. А, во-вторых, количество машин с мигалками в Москве уменьшится, и они не будут мешать другим участникам дорожного движения, что тоже позитивно будет отражаться на настроении, во всяком случае, в столице», — такими словами завершил российский лидер совещание с членами правительства.

Владимир Путин выразил надежду, что такой формат работы людям должен «понравиться».

«Мне кажется, вполне отвечает требованиям сегодняшнего дня и показывает наше законопослушное поведение, ответственный подход к тому, что происходит», — объяснил он.

Существующие системы и средства дистанционного информационного взаимодействия

В настоящее время имеются отдельные системы и средства дистанционного информационного взаимодействия, позволяющие поддерживать непрерывность управленческих и производственных процессов. К ним можно отнести:

  • системы ведомственного и корпоративного электронного документооборота (СЭД);
  • системы видеоконференцсвязи (ВКС);
  • различные мессенджеры (Viber, WhatsApp, Telegram, Skype, Facebook Messenger. Hangouts Google, «Mail Агент» и другие);
  • средства телефонии.

С помощью этих систем и средств представляется возможным в удаленном режиме проводить обсуждение возникающих вопросов, совместно готовить проекты документов и сдавать отдельные виды документов (например, налоговых) в фискальные органы.

Существенно сложнее проводить комплексную сдачу и обработку документов (данных) в бесшовном режиме. Особые проблемы возникают при трансграничном юридически значимом информационном взаимодействии. В этой связи деловая активность может приостанавливаться на период карантина и самоизоляции, что негативно влияет на экономические показатели.

Радикально решить эту проблему могут международные цифровые платформы, которые были рассмотрены в серии предшествующих публикаций на D-Russia.ru. К таковым можно отнести Евразийскую цифровую платформу удаленных деловых сервисов (ЕАЦП УДС).

Архитектурные основы построения ЕАЦП УДС

Опыт ИКТ-развития в рамках евразийской экономической интеграции, полученный, начиная с 2009 года, показал недостаточность учета на системном уровне чисто технологических аспектов (электронных или цифровых). Углубление интеграционных процессов требует увязки современных цифровых технологий с макроэкономической тематикой.

Важное значение в этом контексте имеет доклад Михаила Мишустина в рамках международного форума «Цифровое будущее глобальной экономики», состоявшегося в Алма-Ате. Премьер-министр Российской Федерации, в частности, обозначил задачу верхнего уровня, которая сформулирована следующим образом:

«Четыре общие основные свободы Союза – это движение рабочей силы, движение капитала, движение услуг и товаров – должны быть подкреплены общей цифровой платформой».

В такой постановке задача приобретает комплексный экономико-технический характер, которую представляется возможным структурировать, исходя из приоритетов макроэкономической политики на основе адекватных им технологий.

1. Корневым элементом архитектуры цифровой экономики, в ее макроэкономическом аспекте, может стать ЕАЦП УДС, как техническая составляющая, предназначенная для обеспечения реализации на практике четырех экономических свобод. Реализация свобод включает как реализацию права каждого гражданина на тот или иной сервис, обеспечивающий названные свободы, так и определенную степень управления указанными свободами на основе современных цифровых технологий. Степень такого управления является экономическим фактором. Основная задача ЕАЦП УДС — предоставить инструментальные средства для экономического регулирования, осуществляемого в рамках достижения целей Союза, которые определены в Статье 4 Договора о ЕАЭС, как:

  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

2. Создание «единого» сервиса для всех граждан и любых обстоятельств бессмысленно, в силу огромного множества различий, учесть которые в одном сервисе невозможно как в силу размерности, так и в силу сложности, включая также и сложность корректировки. Напротив, конкретный сервис, как совокупность процедур реализации свободы, должен генерироваться с учетом запроса граждан и условий реализации, ориентируясь на доступность, приемлемость и реализуемость сервисов с точки зрения, как гражданина, так и государств.

3. Таким образом, предназначением ЕАЦП УДС может рассматриваться для граждан – простота получения сервисов, а для государств – техническая поддержка для обеспечения эффективного управления экономическими свободами. Ключевое слово в этой технико-экономической связке — управление. Существуют различные трактовки этого понятия, например, управление — процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Управление чаще всего определяется через совокупность фаз, и состав этих фаз может отличаться в различных источниках. Но две составляющие присутствуют обязательно, это планирование, с которого начинается управление, и достижение целей, которыми заканчивается цикл управления и начинается новый.

4. Цели Союза упомянуты выше. Формирование системы стратегического планирования занимает важно место в проекте Стратегических направлений развития экономической интеграции до 2025 года. Представляется, что решение этих сложных задач не может быть достигнуто с использованием устаревших технических средств. Таким современным инструментом должна стать ЕАЦП УДС, проектирование которой должно быть ориентировано под эти конкретные экономические цели и задачи.

5. Чтобы управлять экономикой для достижения вполне определенных целей, надо прежде всего собрать данные о состоянии этой многоаспектной системы – описать непротиворечивую онтологию объекта управления. В информационных технологиях и компьютерных науках под онтологией подразумевается явное описание множества объектов и связей между ними (концептуализация). Экономических субъектов и объектов в государствах-членах Союза чрезвычайно много, информация о них бывает противоречивой. Следовательно, ЕЦП УДС должна наладить этот массив данных, организовать его под задачи управления.

6. Множество данных образуется в результате предоставления цифровых сервисов — торговых, логистических, платежных. Максимально известной в мире концентрацией сервисов (и соответственно данных) является стандартизованная в рамках СЕФАКТ ООН модель BUY-SHIP-PAY. Она эффективно функционирует уже 20 лет в рамках Паназиатского альянса по электронной коммерции — первого регионального альянса, обслуживающего более 350 тысяч торгово-логистических сообществ. Цифровые транспортные коридоры являются частным случаем этой модели. Поскольку сервисы организуются на общей платформе так называемого хаба, то данные, по определению, должны быть упорядочены для совместного использования. Но очевидно, что экономика не ограничивается торгово-логистическими и платежно-страховыми сервисами. Присутствует также движение рабочей силы, промышленное и сельскохозяйственное производство, социальная сфера и услуги, статистика. Тем не менее, организовав массивы данных один раз на максимально большой цифровой платформе, можно будет по аналогии структурировать и другие отраслевые данные. Модель BUY-SHIP-PAY может рассматриваться в качестве точки кристаллизации, которая способна вбирать в себя и организовывать на общих подходах смежные экономические данные. Теоретически можно выбрать любую другую модель концентрации сервисов. Неважно какой именно она будет, важно чтобы была в принципе.

7. Развивающуюся платформу для четырех свобод можно отнести к классу экосистемы экосистем – с учетом того, что экосистемами могут быть и национальные платформы. Существует вероятность, что такого рода проектов не делали пока нигде в мире. Главная проблема таких сложных конструкций заключается в том, чтобы все ее составляющие работали слаженно и понимали друг друга. Это можно обеспечить двояко: путем кроссплатформенных решений по схеме «точка-точка» или по схеме «звезда» на основе общего семантического ядра и онтологического редактора открытого, не проприетарного, типа. Первая схема более простая, но по теории массового обслуживания она является эффективной при небольшом количестве стыкуемых сущностей. При росте количества объектов (платформ) взаимосвязи между ними исчисляются уже факториалом, и тогда эффективной становится «звезда», то есть надо писать общую онтологию. У нас пока такого опыта нет, но в сети можно найти, что на рынке представлено порядка 50 онтологических редакторов. Это понятно, поскольку информационные системы становятся все более сложными, появляется спрос и соответствующие предложения.

8. Данные не могут быть организованы произвольным образом. Их состав и форма представления определяются целями обработки этих данных. Прежде всего, необходимо учитывать экономическую модель, которая должна лежать в основе достижения договорных целей Союза. Второй фактор технический, то есть тот программно-аппаратный комплекс, где будут обсчитываться предварительно подготовленные данные и готовиться управленческие решения. Это можно также назвать Smart-компонентой или искусственным интеллектом. Построение этой компоненты может быть различным, поэтому она тоже может предъявить свои требования к первичным данным и необходимо подстраиваться под эти требования. Аналог — драйверы операционной системы, сглаживающие для пользователя особенности оборудования.

9. Следует отметить, что ЕАЦП-УДС, рассматривается нами как техническая составляющая, предназначенная для обеспечения реализации на практике четырех экономических свобод. Рассмотренная структура платформы касалась, в первую очередь, сервисов, обеспечивающих движение рабочей силы, движение услуг и товаров.

Наряду с этим, движение капитала имеет свои особенности, и платформа должна обеспечивать движение капиталов с функциональной точки зрения, с точки зрения сервисов, реализуемых на основе смарт-контрактов.

Целью создания платежной подсистемы Платформы следует считать максимальное упрощение платежей при высоком уровне защищенности, снижение рисков и обеспечение режима in-line при осуществлении платежей. Естественно, из цепочек платежей должны быть исключены недоверенные участники, а также все этапы, исполнение которых невозможно в автоматическом режиме.

Таким образом, становится понятно, что в качестве агента платежей целесообразно рассматривать защищенные смарт-контракты, а технологической основой может быть распределенное пространство доверия, поддерживаемое Платформой, и технология распределенных реестров в частности.

В этой связи известно, что 25 апреля 2020 года Китай запускает свою национальную платформу блокчейнов под названием BSN. Многие считают это первым, фундаментальным шагом перед запуском глобального финансового проекта — государственной криптовалюты под названием DC/EP. Представляется целесообразным координировать такого рода инициативы с евразийскими цифровыми архитектурами в рамках Большого Евразийского Партнерства, как подсистема PAY в упомянутой выше модели СЕФАКТ ООН.

В расширенном плане Китай рассматривает цифровое развитие как одно из магистральных направлений выхода из текущего кризиса — настоящая цифровая экономика полностью революционизировала традиционную экономическую систему. Например, текущая электронная коммерция — это полное изменение по сравнению с традиционной торговлей. Это на самом деле полная и всеобъемлющая система цифрового мышления, операций, управления, услуг, маркетинга, продаж и финансы.

Заключение

Обобщая изложенное выше, можно отметить, что функциональное предназначение цифровой платформы, аналогом которой предлагается рассматривать ЕАЦП УДС, по своей сути сформулировал Сергей Глазьев, министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК:

«Цифровые технологии существенно облегчают решение задач стратегического планирования, поскольку позволяют связать в единую систему все функции государственного регулирования экономики и каждую из них ориентировать на достижение общей цели повышения благосостояния народа за счёт модернизации и роста экономики на основе нового технологического уклада. Электронная торговля, электронные декларации, режим единого окна для оформления всех разрешений регуляторов, автоматическая система контроля качества продукции и ее соответствия техническим регламентам ЕАЭС, дистанционное обучение и работа на дому, безналичное денежное обращение и многие другие достижения нового технологического уклада будут освоены и кардинально повысят эффективность государственного регулирования».

В практическом плане можно сформулировать приоритеты развития — ядром будущей цифровой экономики на евразийском пространстве целесообразно рассматривать экосистему цифровой торговли, как это уже отмечалось в предшествующих публикациях на портале D-Ruusia.ru.

Прошедший с конца прошлого года насыщенный событиями период показал актуальность сделанных предложений, которые предоставляют возможности естественного развития в обозначенных выше направлениях удаленного предоставления сложных деловых сервисов и суверенных криптоденег. Кроме того, концентрация множества деловых сервисов в модели СЕФАКТ ООН BUY-SHIP-PAY позволит агрегировать массивы экономических данных, и упорядочивать их для последующей обработки в рамках системы стратегического планирования. В дальнейшем на этой основе станет возможным реализовать цифровое измерение российской инициативы формирования Большого евразийского партнерства в увязке с инициативой Китая по построению Цифрового шелкового пути.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться:

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Проект Приказа Минкомсвязи России «Об утверждении технического регламента подключения информационных систем федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации к интеграционному шлюзу национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза» (по состоянию на 22.03.2017) (подготовлен Минкомсвязью России)

    https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56605884/

    Уже есть Национальный сегмент РФ ИИС ЕАЭС — это переименование или развитие ?

  2. Сегодня нац сегмент архитектурно состоит из ДТС, шлюза к шине ИИСС, и поставляет данные для общих процессов. То что в статье, это существенно шире по своим функциональным возможностям, например дистанционные сервисы в рамках модели СЕФАКТ ООН BUY-SHIP_PAY.

Comments are closed.