Эксперимент по маркировке табачной продукции с целью контролировать оборот табачной продукции стартовал в России 15 января. Согласно постановлению правительства, он продлится до 31 декабря 2018 года.
В положении о проведении эксперимента отмечается, что производители, импортёры табачной продукции, а также организации оптовой и розничной торговли участвуют в эксперименте на добровольной основе. По итогам эксперимента будет определена целесообразность перехода на обязательную маркировку сигарет.
Оператором информационной системы в рамках эксперимента выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Как сообщили РИА Новости в ЦРПТ, «к эксперименту уже присоединились крупнейшие производители табачной продукции, занимающие более 90% рынка, ключевые дистрибуторы и розничные сети».
По данным агентства, в ходе эксперимента папиросы и сигареты будут маркироваться двухмерным кодом в формате Data Matrix. Штрих-код будет наноситься на каждую пачку и каждый блок сигарет. Он будет содержать информацию, которая может подтвердить подлинность продукции: наименование марки сигарет, дату, место и время её производства.
Средство идентификации будет наноситься производителем на нижнюю торцевую либо боковую часть пачки. В случае блока сигарет штрих-код рекомендуется наносить на боковую часть. Информация о нанесении кода на продукцию передается в реестр средств идентификации. Благодаря криптозащите код невозможно подделать, копирование же будет обнаружено.
Дистрибутор будет фиксировать поступление и выбытие каждой пачки в первичных документах и передавать информацию в реестр. В свою очередь, розничный продавец на кассе сканирует штрих-код и отправляет информацию о продаже товара оператору фискальных данных и в реестр средств идентификации.
Информационная система эксперимента позволит контролирующим государственным органам получить доступ к сведениям об участниках эксперимента, их продукции, данным о сгенерированных кодах маркировки и их передвижениях. Покупатели же могут отсканировать штрих-код на пачке сигарет и получить информацию о ней (место производства и нахождения упаковки в данный момент, её статус) при помощи бесплатного мобильного приложения.
Как писал D-Russia.ru, приложение «Проверка маркировки товаров» выпущено ФНС в конце 2017 года. Если данные о продукции, полученные от оператора информсистемы, не будут соответствовать реальному положению вещей, потребители через приложение могут направить соответствующее уведомление.
По словам заместителя гендиректора ЦРПТ, информационная система маркировки имеет несколько степеней защиты от различных сбоев и внешнего воздействия и отвечает требованиям к информационной системе и защите информации, разработанным в соответствии с постановлением правительства.
Как считают участники рынка, использование современной цифровой технологии в новой маркировке не должно привести к существенному росту конечной стоимости продукта и перебоям в поставках продукции на российский рынок.
Напомним, сейчас в России также реализуются два крупномасштабных проекта по маркировке — проект по маркировке меховых изделий и проект по маркировке лекарственных препаратов.
В ноябре 2017 правительство поручило Минпромторгу, Минфину, ФНС, ФТС, ФСБ с участием «Ростеха» до 10 февраля 2018 года разработать и представить в правительство РФ проекты концепции по созданию в стране системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками до 2024 года и плана её реализации, включающего мероприятия по переходу на систему прослеживаемости движения всех групп товаров на территории Российской Федерации.
В конце 2017 года президент подписал Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ, наделяющий правительство РФ полномочием по утверждению перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Закон вступит в силу 1 января 2019 года.
Лучше бы чиновников начали маркировать и воспитывать,