Цифровой Севастополь. Итоги работы департамента цифрового развития в 2021 году

Об авторе: Александра Осипова, директор департамента цифрового развития города Севастополя.

С момента вступления города Севастополя в состав Российской Федерации прошло уже восемь лет, и сегодня Севастополь — это уже совсем иной город с точки зрения инфраструктуры, технологического развития, качества и комфорта жизни.

В 2020 году губернатор Севастополя принял решение о создании департамента цифрового развития с наделением его полномочиями для централизованного создания и сопровождения информационных систем ИОГВ города, а также инфраструктуры.

В 2021 году по результатам рейтинга субъектов РФ в области цифровой трансформации, формируемом в базе знаний РАНХиГС, город Севастополь занял 10-е место. Войти в число лучших регионов с высокими показателями цифровой трансформации удалось благодаря слаженной и эффективной работе правительства Севастополя, отраслевых руководителей цифровой трансформации города и 33 исполнительных органов государственной власти. Был достигнут показатель «Цифровая зрелость» по пяти ключевым отраслям экономики, социальной сферы и государственного управления: при целевом значении в 11% фактический результат составил 64%.

«Цифра» меняет жизнь севастопольцев практически во всех её сферах. В данной статье мы расскажем об основных из них.

Общественная безопасность

Общественная безопасность как один из основных элементов благополучия населения заслуживает особого внимания. Для создания единого информационного пространства для всех участников – организаций и служб, работающих над предупреждением, обнаружением и устранением последствий аварий, инцидентов, происшествий, создающих угрозу жизни и здоровья граждан и объектов городской инфраструктуры, — в мае 2021 года в Севастополе введён в опытную эксплуатацию аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК БГ).

В качестве участников информационного взаимодействия к АПК БГ подключены и работают 176 организаций: силовые ведомства, исполнительные органы государственной власти Севастополя, подведомственные организации, организации, чья производственная деятельность связана с рисками чрезвычайных ситуаций и происшествий, включая предприятия и объекты транспортной инфраструктуры, энергетики, водоснабжения, теплоснабжения, телекоммуникаций, социальной сферы, потенциально опасные и критически важные объекты, управляющие организации многоквартирных домов.

Более 500 видеопотоков с камер из различных городских систем видеонаблюдения (государственных и частных) консолидированы в единой информационной среде, в защищённой сети для оперативного доступа сотрудников правоохранительных органов в режиме реального времени и к 30-дневным архивам видеонаблюдения со всех подключённых камер. Детекторы видеоанализа, подключённые к видеокамерам в контуре АПК БГ, позволяют сотрудникам полиции в автоматическом режиме определять и распознавать номера автомобилей и лица людей, использовать полученные материалы при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В АПК БГ активно работают УМВД, МЧС и Росгвардия, в дежурных и оперативных службах развернуты видеостены.

Также в мае 2021 года на базе единой дежурно-диспетчерской службы Севастополя начал функционировать единый центр оперативного реагирования АПК БГ, как единая городская служба по приёму и обработке всех обращений по вопросам безопасности и комфорта городской среды. Единый центр принимает обращения по различным темам, начиная от вопросов безопасности, аварий и инцидентов в сфере ЖКХ и заканчивая проблемами в общественном транспорте, вопросами состояния дорог и благоустройства городской среды. При этом определение службы, привлекаемой к работе над устранением инцидентов, сроков устранения, обработка, маршрутизация до конечного исполнителя, информация об устранении причин инцидентов осуществляется автоматически. Таким образом уже принято и обработано 44 тысячи обращений.

Благодаря городской системе видеонаблюдения реализованы две новые государственные услуги:

  • «Сохранение видеоархива с камер системы видеонаблюдения в городе Севастополе, организованной на базе государственной информационной системы «Общегородская система видеонаблюдения «АРГУС» в городе Севастополе»;
  • «Регистрация пользователей в государственной информационной системе «Общегородская система видеонаблюдения «АРГУС» в городе Севастополе».

При резервировании видеоизображения из системы у заявителя появляется возможность прикрепить его к заявлению, например, в полицию, и уполномоченные органы сразу смогут посмотреть видеофрагмент. Для примера, в Москве такая услуга доступна только при личном посещении оператора системы городского видеонаблюдения, в Севастополе данный сервис доступен полностью в дистанционном формате.

Образование

Стремительное распространение коронавирусной инфекции и введение ограничительных мер поставило перед нами задачу организации полноценного дистанционного образования.

В первые волны коронавируса образовательные организации Севастополя не имели единого сервиса для организации онлайн-уроков, обучение пытались осуществлять через небезопасные и нестабильные в условиях Севастополя приложения, общение происходило в разнообразных мессенджерах. Отсутствие единого подхода к организации дистанционного образовательного процесса выявило ряд значительных недостатков: непрозрачный и неудобный инструмент для всех участников процесса, отсутствие гарантий сохранности персональных данных, отсутствие единого канала коммуникации учителей, учеников и родителей, а также отсутствие возможности подтвердить факт проведения урока в дистанционной форме.

Для решения проблемы департамент цифрового развития в конце 2020 года запустил региональную информационную систему города Севастополя в сфере образования (ЦОСС), объединяющую расписание занятий, электронные журналы и дневники, планы и уроки, сайты школ и различные площадки. На сегодняшний день к информационной системе подключены 64 школы и 10 колледжей (все образовательные учреждения города), в ней работают более 50 тысяч школьников и 30 тысяч родителей, 3,5 тысячи учителей, функционирует мобильное приложение как для учителей, так и для родителей и учеников.

В системе ЦОСС в Севастополе внедрили видеоплатформу, которая предназначена именно для обучения школьников. Платформа встроена в систему, поэтому не нужны никакие дополнительные программы. Видеоплатформа находится в защищённой сети правительства Севастополя, что позволяет обеспечить безопасность данных.

С января 2022 года было проведено более семи тысяч дистанционных уроков.

Здравоохранение

В Севастополе был запущен информационный сервис по предотвращению и контролю распространения новой коронавирусной инфекции для обеспечения взаимодействия в электронном виде уполномоченных организаций, включённых в ситуационный центр Севастополя: департамент общественной безопасности города, департамент цифрового развития, Роспотребнадзор, МВД, департамент здравоохранения города, Единая дежурно-диспетчерская служба, ГАУ «Цифровой Севастополь – МФЦ», федеральные органы исполнительной власти, прочие вовлечённые в процесс органы власти. Сервис позволил оперативно получать актуальную и исчерпывающую информацию о распространении COVID-19.

Были автоматизированы процессы обеспечения работы медицинских организаций в части забора пробы у граждан, пересёкших границу РФ, контроля состояния, процесс формирования бригад, маршрутных листов при посещении граждан. При этом была обеспечена информационная безопасность и защита персональных данных, используемых в информационных системах.

На базе указанного решения была обеспечена работа и контроль качества единого федерального номера 122. Принято более 77 тысяч звонков.

Внедрена запись на вакцинацию на портале госуслуг – подано около 243 тысяч заявок, АНО «Цифровая экономика» признало проект лучшей практикой.

Поддержка предпринимательства

Для поддержки малого и среднего предпринимательства в дистанционном формате департаментом цифрового развития внедрена автоматизированная информационная система электронного взаимодействия бизнеса и власти города Севастополя. Приём всех документов по осуществляемым мерам поддержки производился в электронном виде с использованием новой системы.

Результатом внедрения системы явилось сокращение трудозатрат и затрат времени на оказание услуги органами власти, а также сокращение времени получения услуги гражданами путём дистанционного обращения, отсутствие личных контактов и коррупционной составляющей, возможность получить услугу удалённо, не подвергаясь риску заражения коронавирусной инфекцией. В 2021 году посредством информационной системы подано 10 640 заявлений. В качестве мер поддержки осуществлена выплата более 440 миллионов рублей.

Проект занял третье место в номинации «Поддержка предпринимательства» на федеральном конкурсе «ПРОФ-IT» в 2020 году.

См. также: Севастополь победил в номинации «Культура» конкурса IT-проектов форума «ПРОФ-IT.2021» >>> 

Экология и природопользование

Город Севастополь и Республика Крым известны уникальностью климата и природы, поэтому для нас важно сохранять и приумножать зеленые насаждения. Для контроля за вырубкой деревьев запущена информационная система «Зеленый фонд», которая вошла в число лучших региональных IT-практик на федеральном конкурсе «ПРОФ-IT.2021» и заняла второе место в номинации «Природопользование и охрана окружающей среды». Система стала прозрачной средой для всех участников процесса системы управления озеленением города Севастополя, она нацелена на повышение качества оказания государственных услуг и выполнения государственных функций за счёт систематизации и гармонизации государственных данных и сокращения времени их предоставления пользователю. На публичном портале в режиме реального времени формируется фонд, в который попадают все полученные средства, собранные по порубочным билетам, а также указаны все расходы фонда на озеленение и их движение.

Социальная поддержка населения

Для комфортного предоставления социальной поддержки жителям Севастополе запущена автоматизированная информационная система «Социальная поддержка населения».

Система позволяет специалистам органов социальной защиты выполнить весь спектр работ, от приёма заявления на компенсацию до формирования выплатных документов, включая выдачу документов о назначенных компенсациях, о проведенных расчётах, перерасчётах начисляемых сумм и получения различных отчётов о предоставленных льготах. Граждане избавлены от необходимости самостоятельно собирать документы и информацию, которые уже находятся в распоряжении различных органов (организаций), предоставляющих те или иные виды государственных услуг. Система интегрирована с ЕПГУ по 30 государственным услугам, реализованными в электронном виде.

За время работы с помощью ИС «Социальная поддержка населения города Севастополя» департаментом социальной защиты населения принято уже 83 584 решения о назначении мер социальной защиты (поддержки).

Создан единый регистр учёта жителей (317 тысяч граждан), получающих меры социальной поддержки.

Связь и телекоммуникации

В связи с резким приростом населения в отдельных районах города и ряде сельских населённых пунктов города имеются проблемы с мобильной связью и беспроводным мобильным Интернетом. Для решения этой проблемы с 2021 года осуществляется мероприятие государственной программы по строительству телекоммуникационной инфраструктуры для строительства сетей операторов мобильной связи, в сельской зоне – это 22 антенно-мачтовых сооружения, на которых любой из операторов подвижной радиотелефонной связи сможет разместить своё оборудование, и 30 опор двойного назначения по городу.

В 2021 году запущено шесть новых базовых станций.

Государственные услуги и обратная связь

В 2021 году департаментом цифрового развития Севастополя обеспечен перевод 66 массовых социально значимых услуг в электронный вид на ЕПГУ.

За 2021 год в электронном виде гражданами подано более 1,5 миллиона заявлений.

С октября 2020 года Севастополь участвует в федеральном проекте по внедрению платформы обратной связи (ПОС). За 2021 год через ПОС поступило 46 тысяч сообщений от жителей Севастополя, а количество обращений, поданных стандартным способом в соответствии с федеральным законом РФ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» за аналогичный период – около 53 тысяч, что свидетельствует о популярности и эффективности системы. Мы думаем, что в будущем ПОС станет популярнее стандартных способов обращения или полностью заменит таковые. А популярность обращений в органы власти через ПОС и соцсети суммарно практически в два раза выше, чем по 59-ФЗ (89 100 и 46 318 соответственно). В ПОС ответы даются в более сжатые сроки, чем в рамках 59-ФЗ.

Несмотря на жёсткую санкционную политику Запада в Севастополе начиная с 2014 года успешно и стремительно развиваются государственные IT-сервисы, о чем свидетельствуют федеральные рейтинги и стабильно растущий уровень удовлетворённости граждан. Появляются удобные цифровые сервисы в сфере общественной безопасности, здравоохранения, образования и др., городская среда становится комфортной и привлекательной для жителей и гостей города, растёт перечень услуг, которые можно получить в электронном виде.

Реализован проект по импортозамещению системы автоматизации МФЦ – теперь используется полностью отечественный стек технологий, начиная от отечественного компьютера-моноблока, заканчивая офисным пакетом и операционной системой.

На 2022 год запланировано развитие уже имеющихся сервисов, а также значительное упрощение получения социальных услуг – например, благодаря интеграции нескольких систем родителям для получения горячего питания для детей не нужно будет брать справку с подтверждением статуса возможного получателя меры социальной поддержки и нести её в школу, а только дать согласие на получение такой льготы.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: