С 1 сентября 2025 года государственная система маркировки «Честный знак» охватывает новые сегменты рынка; для части компаний это означает обязательную регистрацию в системе, для других — старт нанесения кодов на продукцию и передачу данных о вводе в оборот, сообщили D-Russia в пресс-службе ЦРПТ (оператор системы).
Обязательная регистрация распространится на участников рынка детских игрушек, спортивного питания, растворимых завариваемых напитков (чай, кофе, какао), сладостей, стройматериалов, бритв и лезвий.
С 1 сентября также стартует обязательная маркировка моторных масел, смазочных материалов, тормозных жидкостей, антифризов и антиобледенителей и очередной этап маркировки безалкогольной продукции — теперь она распространяется и на молокосодержащие напитки во всех видах упаковки (например, баночный кофе, газированные напитки с молоком и т.д.).
Как рассказал оператор, сегодня в «Честном знаке» зарегистрировано более 930 тысяч компаний, и это число растёт. За семь лет работы маркировки из тени вышли сотни производителей, в разы снизилась доля нелегального оборота, миллионы товаров стали безопаснее. Экономический эффект для бюджета страны составили 1,2 триллиона рублей, а компании дополнительно заработали 687 миллиардов рублей.
Детские игрушки
Под обязательную маркировку в этой сфере попадают игры и игрушки для детей в возрасте до 14 лет: самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах (за исключением трехколесных велосипедов), куклы, интеллектуальные игры и игральные карты, электрические гоночные автомобили и наборы, настольные и комнатные игры. Аналитики Высшей школы экономики уточняют, что сегодня нелегальный оборот детской продукции достигает в России 10% от всего оборота в этой товарной категории.
На рынке уже введено в оборот 4,8 миллиона единиц маркированной продукции, а в «Честном знаке» зарегистрировались 17 тысяч компаний.
Строительные материалы
Маркировка распространяется на стройматериалы в потребительской упаковке до 300 кг – участники рынка должны первым делом зарегистрироваться в системе «Честный знак». На сегодня в оборот уже введено 215 тысяч упаковок строительных материалов.
С 1 октября начнут наносить коды на цемент, сухие строительные смеси и гипс, а с 1 декабря – на монтажные пены, герметики, замазки и мастики.
По оценке НИУ ВШЭ, потенциальный экономический эффект для государства от обеления рынка может составить 77,3 миллиарда рублей за год за счёт дополнительных сборов НДС и налогу на прибыль, а нелегальный оборот цемента и сухих строительных смесей в потребительской упаковке достигает в России 12,3% от всего оборота этой товарной категории. В «Союзцементе» говорят, что в сегменте цемента в 2024 году доля незаконного оборота составляет 19,1%.
Моторные масла
По данным НИУ ВШЭ, на рынке моторных масел ранее присутствовали 746 производителей. При этом в системе маркировки на 29 августа 2025 зарегистрировано 897 компаний, что уже превысило статистику на 20%. Это означает, что рынок стал прозрачнее и добросовестные производители вышли из тени; к новому этапу также заблаговременно подключились некоторые импортёры, отмечают в ЦРПТ.
Чай, кофе, какао
За время эксперимента в товарной группе растворимых завариваемых напитков компании протестировали нанесение кодов на разные виды упаковки (картонные коробки, банки – стеклянные и пластиковые, пакеты с зип-локом, мягкие пакеты, дип-поты и пр.). Отрасль отмечает успешное окончание пилотных проектов.
Сладкий рынок и спортпит
«Сладости» – товарная группа с самым большим числом экспериментов в истории «Честного знака». В 55 регионах страны прошло 175 экспериментов – участники рынка досрочно промаркировали 80 тонн продукции.
Маркировка последовательно распространится на печенье, мармелад, зефир, пастилу, восточные сладости, вафли и пасты; затем на хлебобулочные и мучные изделия, а позже – на шоколадные изделия, драже, карамель и жевательную резинку. По подсчетам Высшей школы экономики маркировка сладостей в год может принести государству 52,4 миллиарда рублей, а нелегальный оборот на рынке достигает отметки в 12%.
В спортивном питании, по оценкам отраслевых экспертов, доля контрафакта может достигать 50%. Недобросовестные компании начали искусственно переводить свою продукцию из категории БАД в спортпит, чтобы избежать контроля. Это создает риски как для обычных покупателей, так и для профессиональных спортсменов. Маркировка поможет решить этот вопрос.
Бритвы и лезвия
В маркировке косметики и бытовой химии с 1 сентября произошло расширение. К системе «Честный знак» подключаются участники рынка бритв и сменных лезвий – на продукцию уже нанесено 30 тысяч кодов. По данным НИУ ВШЭ, 24% продукции на рынке находится в нелегальном обороте. Несмотря на то, что в России рынок представлен всего несколькими производителями, экспериментом удалось охватить все популярные форм-факторы товаров – флоупаки, упаковки двухсторонних лезвий, кассет, станков и апробировать разные методы нанесения.
Расширение разрешительного режима
Кроме того, с 1 сентября расширяется работа разрешительного режима на велосипеды и ветпрепараты. Таким образом, инструмент блокировки небезопасной продукции на кассах охватит уже 18 категорий. С 2024 года свыше 2,3 миллиарда различных товаров с нарушениями уже не попали в руки к покупателю.
Напомним, также с 1 сентября в аптеках по всей стране вводится офлайн-модуль системы «Честный знак», который позволяет проверять легальность и статус лекарств даже при отсутствии Интернета или связи. Касса автоматически переключается на офлайн-режим и фармацевт, как и покупатель, может убедиться в подлинности товара. Данные о проверках сохраняются и передаются в систему «Честный знак» сразу после восстановления соединения.