Бороться с распространением слухов и ложных новостей в соцсетях следует до того, как они распространятся – исследование

2083

На этой неделе сайт GCN сообщил об исследовании, выполненном в лаборатории Лос-Аламоса и посвящённом закономерностям распространения в социальных сетях лжи и нелепых слухов – практический вывод состоит в том, что такое распространение проще не допускать, чем бороться с его последствиями.

Исследователи выбрали для анализа четыре слуха (в сообщении используется термин «теория заговора»), связанных в COVID-19: cотовые вышки 5G распространяют вирус; фонд Билла и Мелинды Гейтс виновен в создании и распространении коронавируса COVID-19; коронавирус COVID-19 специально разработан биоинженерами в лабораторных условиях; вакцины от COVID-19 вредны.

В качестве среды распространения слухов рассматривался Twitter.

Для первоначального анализа взяты 120 миллионов твитов. Затем набор исходных данных сократили 1,8 миллиона твитов, которые содержали ключевые слова COVID-19 или были опубликованы из аккаунтов, владельцы которых пишут о здравоохранении.

На следующем этапе исследователи обработали множество твитов, чтобы отсеять те, которые соответствуют четырём выбранным «теориям заговора». После ручной разметки несколько сотен отобранных твитов для каждой темы на них обучили нейросеть, которая оказалась способна обнаружить в твитах о COVID-19 дезинформацию. Это позволило наблюдать и анализировать распространение слухов в динамике и в связи с новостями о COVID-19 и другими событиями, связанными, например, с выступлениями Билла Гейтса.

Практический вывод из полученных результатов состоит в следующем: купировать уже распространившиеся слухи в социальных сетях более или менее бессмысленно. Развитие таких слухов, изначально глупых, подчиняется собственным закономерностям, влиять на которые логичными возражениями и разъяснительной работой не получится. Не исключено, однако, что раннее воздействие на точки возникновения слухов способно предупредить их распространение.

Ещё один результат состоит в том, что уже распространившийся слух «мутирует», видоизменяется в зависимости от событий, происходящих в его предметной области – таким событием было, в частности, упомянутое выступление Гейтса. Тактика противодействия слухам может состоять в своевременной реакции социальных сетей на такие события и, возможно, в моделировании «желательных» событий, способных повлиять на исчезновение невежественных слухов.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: