Большинство запросов от России к Google на удаление контента в I полугодии 2015 связано с наркотиками

За период с января по июнь 2015 года Google получил от государственных органов России 1191 запрос на удаление контента, из них 70% запросов относилось к «употреблению наркотиков», следует из очередного доклада «О прозрачности» (Transparency Report).

На втором месте — запросы, касающиеся национальной безопасности — 16%. Значительно меньший объем запросов (1-3%) касался также дискриминационных высказываний, пропаганды насилия и суицида, авторских прав и конфиденциальности.

Google удовлетворил 60% запросов со ссылкой на распоряжение суда и 62% запросов от государственных органов, говорится в сообщении. В качестве примера выполненного запроса в отчете приводится запрос от Роскомнадзора: ведомство хотело, чтобы компания удалила запись в сервисе Blogger с информацией о терактах в Грозном. Google перенаправил запрос владельцу блога, и он удалил контент.

Как следует из материалов отчета, наибольшее количество претензий вызвали материалы из YouTube.

Общее число элементов контента к удалению по каждому продукту Google.
Transparency Report
Напомним, подобные отчеты представляют и другие интернет-компании, в том числе Facebook и Twitter. В начале года Роскомнадзор сообщил, что Twitter на сегодняшний день исполнил около 97% требований Роскомнадзора об удалении страниц с материалами о наркотиках, суициде и детской порнографии, и около 93% требований о блокировке страниц с призывами к экстремизму и пропаганде терроризма.

Ранее в марте Transparency Report опубликовала американская интернет-компания Yahoo. Как следует из документа, в период с 1 июля по 31 декабря 2015 года Россия подала шесть запросов, из них удовлетворено 33%. Это первые запросы на удаление контента, которые Yahoo получила от России.

Также в отчете Google приводится статистика удаления результатов поиска по личным запросам от граждан ЕС — в рамках реализации «права на забвение«.

Сбор данных ведется с 29 мая 2014 года (даты, когда Google официально приступил к рассмотрению запросов). С этого момента компания получила 409 629 запросов, рассмотрела 1 428 858 ссылок и удалила 42,6% из них (517 717 элементов). Больше всего ссылок было удалено по запросам граждан Франции и Германии (по 48,3%).

При этом 8% общего количества URL-адресов, которые европейцы потребовали удалить из результатов поиска, принадлежали 10 сайтам.

Сайты с наибольшим количеством удалений.

Заметим, что доля удовлетворенных запросов с течением времени не сильно меняется: в ноябре 2015, например, Google сообщал, что получил от граждан Евросоюза порядка 350 тысяч запросов на удаление информации из результатов поиска, и удовлетворил около 42% запросов.

Напомним, что европейские регуляторы недовольны исполнением Google «закона о забвении»: ссылки удаляются только из результатов поиска на территории Европы (например, поисковиками google.fr или google.co.uk), а в выдаче других версий поисковой машины их можно найти без труда. В мае 2015 Национальная комиссия по информатике и свободам Франции (CNIL) потребовала, чтобы компания начал убирать поисковые результаты, подпадающие под «право на забвение», не только с европейских страниц поисковика, но и по всему миру, в том числе с google.com. В случае отказа CNIL грозила Google санкциями и штрафом. Google пытался предложить решение проблемы, но CNIL оно не удовлетворило.

В результате, в марте 2016 CNIL назначила Google штраф в 100 тысяч евро (111 720 долларов). Представитель Google сообщил, что компания по-прежнему не согласна с позицией CNIL и планирует опротестовать её решения в суде.

'Право на забвение' в России
Ранее в марте отчет об удалении ссылок из результатов поиска опубликовал и "Яндекс". В нем говорится, что с 1 января 2016 года, когда в России вступил в силу так называемый закон о праве на забвение,  «Яндекс» получил более 3600 обращений от 1348 человек. Из всех обработанных обращений компания удовлетворила 27%, на остальные ответила отказом, в том числе в 9% случаев — частичным отказом, удалив только часть ссылок.

Отметив недостатки российского "закона о забвении", "Яндекс" предложил меры по его доработке.