Забывчивый “Яндекс”: удовлетворено 27% обращений тех, кто решил воспользоваться “правом на забвение”

257

С 1 января 2016 года, когда в России вступил в силу так называемый закон о праве на забвение, “Яндекс” получил более 3600 обращений от 1348 человек. Из всех обработанных обращений компания удовлетворила 27%, на остальные ответила отказом, в том числе в 9% случаев — частичным отказом, удалив только часть ссылок, говорится в блоге “Яндекса“.

Напомним, закон о праве на забвение обязывает поисковые системы по заявлению гражданина и без решения суда удалять из результатов поиска ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о заявителе.

Распределение обращений к "Яндексу" по темам
Распределение обращений к “Яндексу” по темам

Высокая доля отказов связана с тем, что зачастую “Яндекс” не может проверить, достоверна информация или нет, и нарушает её распространение чьи-то права или какие-либо законы, говорится в сообщении.

Напомним, накануне принятия законопроекта в первом чтении в Госдуме интернет-компании, в число которых входил и “Яндекс”, раскритиковали документ и добились его смягчения. Впоследствии из законопроекта исключили норму об обязанности поисковиков удалять ссылки на достоверную, но «старую» информацию.

Тем не менее, по мнению “Яндекса”, действующий закон все равно требует доработок. Он закрепляет за поисковиками несвойственные им функции судов или правоприменительных органов – и эта проблема особенно заметна при работе с обращениями об удалении ссылок на незаконную и недостоверную информацию, отмечается в сообщении. “Яндекс” приводит примеры, когда для принятия решения об удалении информации у компании нет ни технической возможности, ни правовых оснований.

Также закон позволяет человеку обратиться к поисковику в любой форме, и в той же форме компания должна ему ответить. “Из-за этого мы получаем сотни обращений на бумаге, содержащие по несколько сотен адресов веб-страниц. Мы вынуждены переводить текст в электронный вид и перебивать вручную сотни ссылок, что, во-первых, занимает уйму времени, а во-вторых, очень трудно сделать без ошибок”, – говорится в документе.

Исходя из своего опыта работы с запросами, “Яндекс” сделал предварительные выводы по возможным направлениям доработки закона. В частности, компания “считает разумным”:

  1. Исключить возможность требовать удаления из результатов поиска ссылок на недостоверную или незаконную информацию без решения компетентных органов.
  2. Добавить критерий общественной значимости при рассмотрении обращений об удалении неактуальной информации.
  3. Предоставить поисковикам право самостоятельно определять форму обращений к ним. Это позволит нам использовать электронную форму подачи обращений и ускорит их обработку.

Читать также: Владимир Путин подписал закон о штрафах для поисковиков за отказ в «праве на забвение»>>

В странах ЕС “право на забвение” заработало после того, как в мае 2014 года суд Евросоюза постановил, что интернет-компании должны удалять нерелевантные или избыточные персональные данные из результатов поиска. Google после решения суда разместил у себя на сайте форму для подачи запроса на удаление данных из поисковой выдачи, а затем начал исполнять заявки европейцев.

До сих пор Google убирал ссылки на «нехорошие материалы» только из результатов европейских поисковиков (например, google.fr или google.co.uk), при этом ссылки оставались в выдаче других версий поиска. В феврале 2016 стало известно, что Google под давлением европейских регуляторов распространит действие права на забвение на все версии своих поисковых сайтов, доступные на территории ЕС.

Читать также: “Google удовлетворил 42% запросов от европейцев на право быть забытыми”>>