В 2019 году банки компенсировали гражданам 870 миллионов рублей, похищенных в результате несанкционированных операций, сообщает Банк России; годовая статистика по возврату банками своим клиентам денег, которые были украдены кибермошенниками, публикуется впервые, говорится в сообщении.
В 2019 году семь из десяти хищений осуществлялись с применением методов социальной инженерии, то есть в результате обмана или злоупотребления доверием граждане сами сообщали кибермошенникам данные, что вело к потере средств — этим фактом в большой степени обусловлена сумма возвращенных денег. Учитывая, что всего в результате 572 тысяч операций, совершенных без согласия клиентов, мошенники незаконно списали со счетов физических лиц около 5,7 миллиарда рублей, банки вернули гражданам порядка 15% утраченного.
По закону банк обязан компенсировать клиенту похищенные средства в том случае, если клиент не нарушал условия договора — в частности, если он не сообщал злоумышленникам сведения, разглашение которых привело к потере денег (номер карты, пароль из СМС, СVV-код и т.д.). Предоставление мошенникам конфиденциальной информации гражданами является наиболее распространенным нарушением условий договора, уточняет ЦБ.
Чуть более года назад Банк России ввел новую форму отчетности, которая позволяет отслеживать, насколько добросовестно кредитные организации исполняют норму закона, обязывающую компенсировать клиентам похищенные деньги.
Большая часть денег граждан — около 3 миллиардов рублей — похищена в результате оплаты товаров и услуг в Интернете. Через системы дистанционного банковского обслуживания было незаконно списано 2,2 миллиарда рублей. Через банкоматы и платежные терминалы в прошлом году похищено 525 миллионов рублей.
У юридических лиц в прошлом году в результате более чем 4,6 тысячи несанкционированных операций кибермошенники украли 701 миллионов рублей.