АКИТ: российский рынок интернет-торговли вырос за год на 26% — в основном за счет зарубежных покупок

По результатам первого полугодия 2016 года российский рынок интернет-торговли достиг объема 405 миллиардов рублей и показал рост на 26% по сравнению с первым полугодием 2015 года, значительная доля покупок приходится на иностранные онлайн-магазины, говорится в отчете Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Во многом этот рост продиктован низкой базой 2015 года, а также продолжающимся перемещением покупателей из классических офлайн-магазинов в онлайн. К концу 2015 года АКИТ ожидает роста рынка на 18% до объема в 900 миллиардов рублей. Напомним, в мае АКИТ прогнозировала, что отечественный рынок электронной коммерции в целом за год вырастет на 15% — до 850 миллиардов рублей.

Как следует из отчета, рост интернет-торговли в России в целом во многом происходит из-за бурного роста трансграничной торговли (продажи товаров из зарубежных интернет-магазинов напрямую физическим лицам на территории России). По результатам первого полугодия 2016 объем трансграничной торговли в денежном выражении составил 143,1 миллиарда рублей и продемонстрировал рост на 37% по сравнению с первым полугодием 2015 года.

Трансграничная торговля растет темпами, опережающими внутренний рынок. По результатам первого полугодия 2016 доля зарубежных ритейлеров в объеме интернет-торговли составила уже 35% увеличившись на 6 п.п. (по результатам 2015 года доля трансграничной торговли в объеме интернет-торговли составляла 29%).

Читать также: «Регулирование трансграничной интернет-торговли – новые инициативы»>> 

Если рассматривать рынок интернет-торговли с точки зрения заказов покупателя, то разница темпов роста трансграничной и внутренней торговли еще более ощутима. По результатам первого полугодия 2016 года количество международных отправлений с товарным вложением (покупки, доставляемые из зарубежных интернет-магазинов) увеличилось на 102% по сравнению с аналогичным периодом 2015 и составило 103 миллиона штук. При этом количество внутренних заказов увеличилось лишь на 5%. Основной денежный рост произошел за счет увеличения среднего чека.

По результатам второго квартала 2016 года «Почта России» продолжила наращивать свою долю на рынке и доставила 63% всех заказов во втором квартале 2016.

В иностранных интернет-магазинах покупатели чаще всего приобретают одежду и обувь. Суммарно на эти категории приходится 35,6% всех затрат. На втором месте по затратам находится бытовая техника и электроника – 32% затрат. Далее по количеству затрат россиян в зарубежных магазинах находятся категории: парфюмерия и косметика (7,5%), автозапчасти и автоаксессуары (7,1%), Товары для дома (3%), спорттовары (2,6%).

Больше всего в зарубежных магазинах покупают жители Москвы. Они формируют 45,6% всех затрат россиян на трансграничные покупки. На Санкт-Петербург приходится 11,6%, на остальные города России – 42,8%.

Читать также: «Количество интернет-магазинов в Москве выросло за год на 7%»>> 

Более половины всех затрат россиян (51,1%) приходится на товары из Китая. При этом средний чек там самый низкий. Поэтому в количественном выражении Китай составляет более 90% всех заказов. В денежном выражении после Китая на следующем месте по популярности находятся страны Евросоюза (23,6%), США (12,4%). На остальные страны приходится 12,8%.

Рынок интернет-торговли бытовой техники и электроники в России продолжает восстанавливаться после падения в 2015 году. В первом полугодии он показал рост на 22%. Кроме того, по результатам полугодия интернет-торговля в этом сегменте заняла 17,7% от всех розничных продаж. Этот рынок является самым развитым в Рунете. Драйверами роста этого сегмента являются категории телефонов и смартфонов (+39%) и крупной бытовой техники (+30,4%).

На сегодняшний день в России 70% населения страны старше 16 лет пользуются интернетом. Россия является самой крупной страной в Европе по количеству пользователей интернетом и имеет огромный потенциал для роста интернет-торговли, доля которой в общем обороте ритейла в стране на сегодняшний день не превышает 3,5%, что сильно ниже, чем в развитых странах (США – 10%, Великобритания – 13%), говорится в отчете.