Регулирование трансграничной интернет-торговли – новые инициативы

1052

На прошлой неделе член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов обратился к министру финансов Антону Силуанову с просьбой при интеграции информационных систем Федеральной налоговой и таможенной систем проработать вопрос налогового контроля за трансграничной интернет-торговлей, следует из письма, которое имеется в распоряжении Экспертного центра электронного государства.

Помимо этого, Костунов также просит главу Минфина уделить внимание проблеме увода прибыли интернет-компаниями за рубеж под видом «роялти».

Прошлогодние попытки регулятора снизить порог беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа, напомним, так ни к чему и не привели. В этом году всё может измениться. Основания для этого предположения таковы.

Бюджет недополучает от интернет-торговли…

Ранее в ноябре стало известно, что в правительстве договорились об интеграции в единое целое информационных систем налоговой и таможенной служб. Об этом рассказал глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, это поможет повысить собираемость таможенных сборов. «Есть такие случаи, когда цены на границе фиксируются одни, а реализуются внутри РФ по другим ценам. За счет интеграции информационных систем мы будем решать этот вопрос», — отметил Силуанов, выступая в Госдуме.

В своем письме депутат Илья Костунов поддержал эту идею и попросил сообщить, в каких документах зафиксирована данная договоренность, а также есть ли план и конкретные сроки реализации проекта, «столь важного для фискальной системы государства». Костунов просит проработать налоговый контроль за трансграничной интернет-торговлей. Очевидно, в этом депутат увидел инструмент контроля бепошлинного ввоза товаров.

Костунов пояснил, что речь идет о торговле через интернет-магазины, в которых можно заказать покупку за рубежом. В этом случае продавец уклоняется от уплаты НДС. Депутат пишет, что через границу проходит большое количество мелких посылок в адрес физических лиц. Таможенный контроль за подобными посылками очень слаб, как с точки зрения оценки стоимости конкретной посылки, так и учета суммарной стоимости посылок, полученных одним физическим лицом в определенный период времени. Это не позволяет отслеживать превышение границы беспошлинной торговли в 1 тысячу евро (на одного человека в месяц, с суммы превышения взимают налог в 30% — ред.).

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2014 году объем рынка трансграничной интернет-торговли составил 208,6 миллиарда рублей, это почти 30% рынка электронной коммерции в России. В первой половине 2015 года объем составил 104,4 миллиарда рублей.

АКИТ отмечает, что 90% всех отправлений пришли в Россию из Китая. При этом в денежном выражении на Китай приходится 49% всего объема трансграничной торговли. Средний чек покупок в Китае (40 долларов) сильно ниже среднего чека покупок в ЕС и США.

Объем трансграничной интернет-торговли в России. Данные АКИТ
Объем трансграничной интернет-торговли в России. Данные АКИТ

Динамика развития трансграничной интернет-торговли на фоне уменьшения доли внутренней интернет-торговли объясняется неравными конкурентными условиями, сложившимися на этом рынке, объясняет АКИТ. Зарубежные игроки не платят НДС, и потому могут предлагать товар по цене на 20-30% ниже, чем игрок в России.

Действительно, в нашей стране назначен самый высокий в мире порог беспошлинного ввоза товаров (1000 евро в месяц на человека), импорт таких товаров не облагается НДС. В прошлом году в Россию было доставлено 78 миллионов отправлений с товарным вложением, причем более 70 миллионов доставила «Почта России».

Больше всего (в денежном выражении) российские покупатели приобретают за рубежом бытовую технику и электронику (33,1%) и одежду и обувь (34,6%), крупными сегментами трансграничной торговли являются парфюмерия и косметика (7,2%), автозапчасти (6,7%), товары для дома (3%), спорттовары (2,6%).

Государственное регулирование трансграничной торговли – проблема, с которой сталкивается не только Россия. Так, в минувшие выходные стало известно, что Евразийская экономическая комиссия (регулирующий орган Евразийского экономического союза, в который входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Российская Федерация) предлагает фактически отменить беспошлинную интернет-торговлю. Рабочая группа комиссии разработала проект о снижении порога беспошлинной интернет-торговли с нынешних 1000 до 150 евро. Документ будет обсуждаться вице-премьерами правительств стран – членов комиссии на совете ЕЭК, сообщили в воскресенье «Ведомости».

Комиссия предлагает снизить беспошлинный порог до 150 евро, а общий вес посылок – до 10 кг. При этом для укладывающихся в лимит посылок ЕЭК хочет ввести фиксированный сбор – 25 евро. При превышении заплатить придется и сбор, и таможенные пошлины.

Регулирование трансграничной интернет-торговли в других странах

При экспорте товаров из России в Китай на сумму больше 50 юаней (примерно 7 евро) платится ввозной НДС 13-17%, а также пошлина 9,5%.

Кроме Китая, нулевой порог беспошлинного ввоза установлен в Аргентине, Бразилии, где все входящие почтовые отправления облагаются налогом, В Канаде, Таиланде, Новой Зеландии установлены невысокие пороги (соответственно 14, 23 и 34 евро).

В странах Евросоюза установлена многоступенчатая система регулирования ввоза товаров для личного пользования: отправления стоимостью свыше 22 евро облагаются НДС (от 15 до 24%, в зависимости от страны), в случае превышения стоимости в 150 евро посылка облагается НДС и таможенной пошлиной 5%.

… и налогов международных интернет-компаний

Илья Костунов также просит главу Минфина уделить внимание проблеме увода прибыли интернет-компаниями за рубеж под видом «роялти». Судя по всему, речь идет о прибыли, получаемой, например, Google с рекламных доходов, от продажи приложений и другого цифрового товара, например, книг и музыки.

Депутат считает, что разумная интеграция с IT-системами Росфинмониторинга в части отслеживания и сопоставления трансграничных платежей позволит повысить эффективность объединенной IT-системы. Потери бюджета от нерегулирования этой сферы Костунов оценил в «десятки миллиардов рублей».

Напомним, что по итогам саммита «Группы двадцати» в Анталье (Турция) в ноябре 2015 года был одобрен комплекс мер, разработанных в рамках плана действий «Группы двадцати»/ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из под налогообложения» (план действий BEPS, Base Erosion and Profit Shifting – «Размывание налоговой базы и перемещение прибыли»).

План призван устранить законные налоговые лазейки для международных концернов. Т.е., такие компании как, например, Google, Amazon, Starbucks и др., возможно, вскоре уже не смогут перераспределять свою прибыль между филиалами в разных странах и платить налоги там, где фискальный климат мягче.

Цель состоит в установлении одинаковых для всех стран, прозрачных правил поведения участников рынка трансграничной розничной торговли – возможность неравной конкуренции за счёт несовершенств национальных законов должна быть исключена.

В октябре главы Минфинов индустриальных держав и стран с переходной экономикой приняли план, который может положить конец политике оптимизации налогов транснациональных корпораций. Пакет мер включает в себя среди прочего борьбу с недобросовестными моделями оптимизации налогов, запрет на перемещение прибыли и  международную процедуру разрешения споров.

Напомним, что в июне Еврокомиссия инициировала публичное обсуждение прозрачности корпоративного налогового законодательства в ЕС. Цель обсуждения — понять, поможет ли раскрытие компаниями более подробных сведений об уплачиваемых ими налогах остановить уклонение от налогов транснациональными корпорациями.

D-Russia.ru неоднократно писал о непрекращающейся «войне», которую ведут страны Евросоюза с Google и другими IT-корпорациями: претензии к компаниям по поводу недоплаты налогов выдвигаются регулярно. Особенно часто в использовании «ирландских схем» обвиняют Apple  и Microsoft.  (Привлекательность Ирландии для вывода капитала объясняется разницей ставки налога на прибыль. Однако в середине октября 2014 поступило сообщение  о том, что Ирландия под давлением Евросоюза изменит свое законодательство и закроет налоговую «дыру» — изменения начнутся в 2015 году и полностью вступят в силу к 2020.)

Выдержка из официального коммюнике лидеров «Группы двадцати» по итогам саммита в Анталье (Турция), 15–16 ноября 2015 года, опубликованного на сайте президента РФ.

В целях формирования справедливой и современной глобальной международной системы налогообложения мы одобряем комплекс мер, разработанных в рамках Плана действий «Группы двадцати»/ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из под налогообложения» (План действий BEPS). Широкомасштабная и последовательная реализация будет иметь ключевое значение в эффективности данного Плана действий, в частности это касается обмена информацией по трансграничным механизмам получения налоговых разъяснений (tax ruling). Таким образом, мы настоятельно призываем все страны и юрисдикции, включая развивающиеся государства, к участию в упомянутом Плане действий. С целью мониторинга повсеместного выполнения Плана BEPS мы призываем ОЭСР к началу 2016 году разработать инклюзивный механизм с привлечением на равной основе заинтересованных стран и юрисдикций, не входящих в «Группу двадцати», которые приняли обязательства по выполнению Плана BEPS, в т. ч. развивающихся государств. Мы приветствуем усилия МВФ, ОЭСР, ООН и Группы Всемирного банка по оказанию технического содействия заинтересованным развивающимся экономикам в преодолении стоящих перед ними вызовов в части мобилизации внутренних ресурсов, включая размывание налоговой базы и вывод прибыли из под налогообложения. Мы осознаем, что время, необходимое развивающимся государствам, не являющимися участниками «Группы двадцати», для реализации мероприятий Плана может отличаться от времени, необходимого для других стран, и ожидаем, что ОЭСР и другие международные организации надлежащим образом учтут и отразят эти обстоятельства при разработке упомянутого механизма. Мы движемся к повышению прозрачности наших систем налогообложения и подтверждаем наши предыдущие обязательства как в части обмена информацией по запросу, так и по автоматическому обмену информацией, начиная с 2017 или конца 2018 года. Мы приглашаем остальные юрисдикции присоединиться к нам. Мы поддерживаем усилия по вовлечению развивающихся государств в международную налоговую повестку.