Что указал Трамп

1401

Президент США Дональд Трамп, напомним, 28 мая 2020 года подписал исполнительный указ «О предотвращении онлайн-цензуры», регулирующий ответственность онлайн-платформ за распространяемую информацию.

Положения указа

Указ (раздел 7) определяет «онлайн-платформы» как любой веб-сайт или приложение, которое позволяет пользователям создавать и обмениваться контентом, а также предоставляет возможность использовать социальные сети или поисковые системы.

В преамбуле и разделе 1 указа подробно описываются причины его принятия: «Рост онлайн-платформ в последние годы поднимает важные вопросы о применении идеалов Первой поправки [Конституции США] к современным информационно-коммуникационным технологиям. Сегодня многие американцы следят за новостями, поддерживают связь с друзьями и семьей, а также делятся своим мнением о текущих событиях через социальные сети и другие онлайн-платформы. В результате в XXI веке эти платформы часто выступают основным источником информации».

Twitter, Facebook, Instagram и YouTube обладают «огромными, если не беспрецедентными возможностями для формирования и толкования мнения обо всех мероприятиях публичного характера, для цензуры и удаления информации, а также контроля того, что люди видят и того, чего они увидеть не могут», сказано в документе.

«Онлайн-платформы используют «избирательную цензуру», которая наносит ущерб нашему национальному достоянию. Десятки тысяч американцев (в отношении не-американцев цензура онлайн-платформ также осуществляется – ред.) сообщают, что онлайн-платформы отмечают контент как неприемлемый, даже если он не нарушает никаких заявленных условий размещения; вносят произвольные изменения в политику компаний, что ведёт к дискредитации определённых точек зрения; без предупреждения, без обоснований и без возможности оспорить решение удаляют контент и целиком учётные записи».

В разделе 2 описывается содержание т.н. статьи 230 закона об этике в сфере коммуникаций, который защищает компании, владеющие соцсетями, от ответственности за контент, размещённый их пользователями.

«Статья 230» освобождает от ответственности онлайн-платформы их пользователей за публикацию контента третьих лиц. Данным положением утверждены особые правила свободы слова и распространения информации, которые и обеспечили успех, как финансовый, так и общественный, для крупных социальных сетей (Twitter, Facebook, YouTube), сказано в указе. Также было обеспечено формирование на базе социальных сетей свободных площадок обмена мнениями и информацией по самым разным вопросам. «Статья 230» дала возможность онлайн-платформам самим устанавливать правила модерации публикуемого контента, исходя из понимания ценности свободы слова и свободной дискуссии по общественно значимым вопросам, ограничивая оскорбительные высказывания и другие формы противоправного контента.

Политика США состоит в том, чтобы в максимально возможной степени, допустимой согласно закону, положения «статьи 230» закона об этике в сфере коммуникаций не искажались и их действие не распространялось на «недобросовестные» онлайн-платформы, которые отмечают или вовсе удаляют нежелательный для них контент (часто в обход заявленным условиям обслуживания), сказано в указе.

Указ устанавливает, что на онлайн-платформы не должен распространяться «иммунитет», предусмотренный «статьей 230». Когда онлайн-платформа помечает сообщение, удаляет контент или ограничивает доступ к нему, предполагается, что онлайн-платформа осуществляет «незаконную редакционную работу» и таким образом нарушает условия деятельности, которая подпадает под действие «статьи 230». Следовательно, онлайн-платформы должны отвечать за свои «редакторские» действия и нести ответственность, предусмотренную законом для таких случаев.

Указ содержит поручения министру торговли совместно с генеральным прокурором, а также Национальным управлением электросвязи и информации (NTIA) в течение 60 дней с даты подписания указа ходатайствовать перед Федеральной комиссией по связи (FCC) о необходимости издать правила применения «статьи 230». Эти правила должны содержать условия, при которых действие онлайн-платформы, ограничивающее восприятие или доступность материала, будет квалифицировано как «недобросовестное».

Поручение Генеральному прокурору предписывает создать рабочую группу по вопросам применения положений закона об этике в сфере коммуникаций и самого указа в отношении онлайн-платформ. На рабочую группу возлагается обязанность разработать типовое законодательство для рассмотрения коллизионных ситуаций на местах, в разных штатах.

Таким образом, указ даёт федеральным регулирующим органам право привлекать онлайн-платформы к ответственности на основании того, насколько правомерно они контролируют распространение информации. Если онлайн-платформы отмечают, редактируют или удаляют пользовательский контент на основаниях, которые не описаны в соглашении с пользователем, констатируется «цензура контента и замалчивание точек зрения, которые ими не разделяются». В этом случае «статья 230» закона об этике в сфере коммуникаций не действует.

Перспектива исполнения указа

Исполнительный указ (executive order) – форма нормативно-правовой директивы, адресованной президентом федеральному правительству, которая не требует одобрения Конгресса. Волеизъявление президента в форме исполнительного указа предусмотрено второй статьёй Конституции США, которая даёт президенту широкие полномочия по своему усмотрению определять, как применять законы и управлять органами исполнительной власти.

Вместе с тем, президентские указы после их принятия остаются в силе до тех пор, пока они не будут отменены, признаны незаконными решением суда, или не окончится срок их действия. Президент в любое время вправе отозвать, изменить или сделать исключение из указа — независимо от того, был ли указ издан самим действующим президентом или его предшественником.

Обсуждаемый указ, если использовать российскую терминологию и аналогию с российской юридической процедурой, представляет собой распоряжение о подготовке законопроекта. В случае успешного обжалования указа в Верховном суде законопроект либо не дойдёт до парламента, либо вообще не будет разработан.

Особенности правового регулирования в США, имеющие значение для исполнения указа Трампа

В отличие от государств романо-германской правовой системы (Российская Федерация, Германия), где основным источником права является закон, в государствах англо-саксонской (англо-американской) правовой семьи (Великобритания, США) основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные в решениях судов.

В США имеет место смешение принципов англо-саксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на уровне устоявшейся судебной практики, являющейся источником права, но по мере установления правовых норм и юрисдикции их применения право кодифицируется.

Судебная практика, касающаяся применения положений указа и их исполнения, отсутствует.

Независимо от того, к каким последствиям приведёт подписанный Трампом указ, допустимо предположить, что он может принципиально изменить подход к регулированию свободы слова не только в американском сегменте Интернета, но и по всему миру, поскольку глобальные онлайн-платформы находятся в юрисдикции США.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: