Новый год – это традиционный сезонный пиковый период для почтовых служб всего мира. И «Почта России» не исключение. В предпраздничные и праздничные дни на плечи работников нашего предприятия ложится огромная ответственность и беспрецедентная нагрузка. Объемы пересылаемой почты возрастают в разы. И, в первую очередь, это касается входящих отправлений из-за рубежа.
Мы изначально планировали значительный рост входящей международной корреспонденции. Принимая во внимание, что основные объемы формируются за счет заказов россиян с зарубежных интернет-площадок, мы строили свои прогнозы на оценках зарубежных операторов, которые в свою очередь основывались на данных интернет-магазинов. Кроме того, мы получали предварительные расчеты и непосредственно от крупнейших зарубежных торговых площадок. Однако оказалось, что наши иностранные партнеры недооценили потенциал российских потребителей, и фактические поступления почты в нашу страну превзошли все ожидания.
Если по мелким пакетам прогнозируемый рост был 50%, то в реальности он составил 103%. По экспресс-отправлениям рост планировался на 40%, в реальности он составил 61% по сравнению с прошлым годом. В обычном режиме мы в Москве принимали 60-70 тонн почты в сутки, то сегодня принимаем 100-120 тонн, а в иные дни до 150 тонн.
Своевременная обработка резко возрастающих почтовых потоков напрямую зависит от инфраструктурных возможностей. В частности, от количества и пропускной способности мест международного почтового обмена (ММПО), в которых осуществляется оформление и таможенная очистка импортных и экспортных почтовых отправлений. Последняя предновогодняя неделя ознаменовалась важным для Почты России событием. Мы открыли новое место международного почтового обмена на территории международного аэропорта Внуково.
Мощности нового ММПО площадью 3 тыс. квадратных метров позволят обрабатывать от 120 тыс. до 170 тыс. международных EMS-отправлений. Вместе с местом международного почтового обмена Шереметьево новое ММПО, как мы рассчитываем, полностью перекроет на ближайшие несколько лет потребности в производственных мощностях для сортировки экспресс-почты.
ММПО Внуково позволит ускорить таможенную обработку и доставку EMS-отправлений, которые будут поступать из-за рубежа в аэропорты Внуково и Домодедово, а также разгрузить ММПО Москва. Высвободившиеся площади будут переданы под обработку мелких пакетов. Популярность этого вида международных отправлений, в которых отправители пересылают малогабаритные товары дистанционной торговли, в т.ч. коммуникаторы и другие гаджеты, стремительно растет.
Открытие ММПО Внуково далеко не единственное мероприятие, реализованное Почтой России для увеличения пропускной способности российской инфраструктуры международного почтового обмена.
Благодаря проведенной в последние два года работе сегодня полный цикл обработки осуществляется 15 ММПО, общая площадь которых составляет 25 500 кв.м. Только в этом году были введены дополнительные производственные площади в ММПО Самара – 500 кв. м, ММПО Артем – 410 кв. м, ММПО Внуково – 3 000 кв. м. Производятся ремонтные работы в ММПО Петрозаводск, которые обеспечат нам дополнительные площади еще в размере 1154,8 кв. м. Инвестиционные вложения Почты России в 2012 году в оснащение ММПО составили около полумиллиарда рублей.
Так в 2012 году для обработки международных почтовых отправлений дополнительно введено 1078 штатных единиц операторов российских ММПО. Причем ММПО Москва и место международного почтового обмена в Санкт-Петербурге работают сегодня в круглосуточном режиме, остальные ведущие ММПО обрабатывают почту без выходных – семь дней в неделю. В ближайшие пять лет объемы международного почтового обмена увеличатся в два раза. А если брать отдельно, например, мелкие пакеты, то в три. Это потребует от нас двойного увеличения производственных мощностей ММПО как в Москве, так и в регионах. Поэтому мы намерены продолжать программу развития мест международного почтового обмена, используя для этого все имеющиеся возможности.
Помимо расширения инфраструктуры ММПО важным направлением работы по сокращению сроков доставки почты из-за рубежа российским адресатам является оптимизация международной почтовой логистики.
Клиенты почты, как правило, полагают, что посылка, к примеру, из Нью-Йорка в Омск летит прямым рейсом. В крайнем случае, с перегрузкой в Москве. В действительности, схемы международных почтовых пересылок намного сложнее, и обусловлены они, с одной стороны, провозными возможностями регулярных авирейсов, а с другой стороны, желанием зарубежных почтовых операторов, многие из которых в последние годы находятся в крайне сложном финансовом положении, минимизировать свои расходы на транспортировку почты в Россию. Как правило, выбираются, самые дешевые, хотя и значительно более продолжительные транзитные маршруты. Так посылка из Нью-Йорка может идти через Франкфурт, затем Варшаву, затем Стокгольм, и только после этого попасть в Москву, откуда ее отправят адресату в Омск. Посылка из Токио во Владивосток может отправиться через Астану и Москву.
В настоящее время мы работаем с нашими зарубежными партнерами над изменением логистических схем. Разумеется, иностранные операторы не испытывают желание дифференцировать потоки по конечным адресатам и использовать более короткие маршруты, т.к. это сопряжено с дополнительными издержками, однако мы не опускаем руки. И с некоторыми партнерами уже удалось достичь взаимопонимания, убедить в важности такого решения для наших клиентов. Так, в частности, почтовые службы Китая, Сингапура и Японии со следующего года начнут подсортировку почтовых сообщений и направлять их не только в столицу, но и в регионы. Значительная часть почтовых отправлений из стран азиатского региона будет приходить в Новосибирск.
Разумеется, чтобы посылка дошла вовремя до российского адресата, ее мало своевременно доставить в страну и быстро обработать в ММПО. Мы уделяем большое внимание и повышению скорости пересылки корреспонденции по России, в первую очередь, в пиковый новогодний период.
Кроме развития мест международного почтового обмена и работе с иностранными почтовыми операторами по подсортировке почты, мы также увеличиваем число сотрудников и количество автотранспорта обслуживающего растущие почтовые потоки.
Для ускорения доставки почты адресатам мы привлекаем дополнительный транспорт для работы на почтовых маршрутах. Так только в Москве в два раза с 14 до 30 увеличено количество 20-тонных грузовиков для транспортировки почтовых отправлений из аэропортов в ММПО и обратно. Для доставки из столицы в регионы в дополнение к 150 своим магистральным машинам мы наняли на пиковый период дополнительно более 320 крупнотоннажных фур.
Мы приступили к созданию собственного парка региональных самолетов для доставки корреспонденции в труднодоступные районы Сибири и Дальнего Востока. Плотно работаем с магистральными авиаперевозчиками для увеличения лимитов для перевозки растущих объемов корреспонденции.
При этом все мы понимаем, что факторов, влияющих на скорость пересылки посылок из-за рубежа российским адресатам очень много. На сроки прохождения корреспонденции влияют и сами отправители, и зарубежные почтовые операторы, и авиаперевозчики, и терминальные службы транзитных аэропортов, и погодные условия и многое другое.
Сегодня мы держим ситуацию под контролем, однако надо понимать, что она довольно напряженная. Помимо сложностей международной почтовой логистики у нас хватает также и внутренних проблем, связанных с климатическими и географическими особенностями нашей страны, слабым развитием российской транспортной инфраструктуры, с нехваткой и высоким износом технологической и инфраструктурной базы федеральной почтовой связи, с нехваткой рабочих рук из-за низких зарплат на предприятии и т.п. В условиях взрывного и непредсказуемого роста объемов пересылаемой почты почтовая система страны достаточна уязвима, и этот факт клиентам следует принимать во внимание при планировании своих почтовых пересылок в новогодний пиковый период.
Мы же, со своей стороны, будем работать все праздники и сделаем все от нас зависящее, чтобы новогоднее настроение наших сограждан не омрачалось ожиданием задержавшихся посылок из-за рубежа.
Источник: comnews.ru