С 1 сентября 2020 года система видеоаналитики «Сфера» помогла обнаружить на московском транспорте около 17 тысяч разыскиваемых преступников и две тысячи «пропавших без вести» людей, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заместителя мэра столицы по вопросам транспорта и промышленности Максима Ликсутова.
«Наши камеры, особенно в метрополитене, которые установлены на входе и на выходе, видят практически всех без исключения проходящих пассажиров, неважно какого человек возраста или роста», – цитирует «Интерфакс» Ликсутова.
По его словам, сканируются лица пассажиров, после чего скан сверяется с базами правоохранителей. Если человек находится в федеральном розыске (правильно говорить: если так решила система идентификации по изображению лица; о том, какой процент ошибок допускает «умная» система, не сообщается – ред.), немедленно оповещается полиция.
Личности «других пассажиров», т.е. граждан, не опознанных в качестве разыскиваемых преступников, «остаются зашифрованными, их анонимности ничего не угрожает», сообщают в столичном департаменте транспорта.
Напомним, известны случаи, когда подобные системы идентифицировали невинных граждан как опасных преступников, и в результате такого произвола человек оказывался за решёткой.
См. также: Из-за ошибки системы распознавания лиц в США отправили в тюрьму невиновного – СМИ >>>
Оставим за скобками вопрос «почему о поимке преступников в Москве отчитывается департамент транспорта, а не ГУ МВД», и обратим внимание на слова «остаются зашифрованными, их анонимности ничего не угрожает».
Ключевое слово – «остаются». Оно означает, что биометрические персональные данные честных людей, воспользовавшихся общественным транспортом Москвы, сохраняются, хотя для целей розыска этого не нужно. Если Ликсутов не оговорился и это действительно так, то формируется весьма информативный цифровой след каждого пассажира.
Это законно, поскольку Москва имеет право создать региональную ГИС в ходе эксперимента по установлению правового режима, связанного с внедрением технологий искусственного интеллекта. Составы данных, биометрических в том числе, формируются по решению правительства Москвы уполномоченным на это органом «в целях повышения эффективности государственного и муниципального управления».
Что до анонимности, которой «ничто не угрожает»: за отсутствием сведений о системе хранения и порядке доступа к информации мы не можем самостоятельно оценить безопасность хранения своих биометрических персональных данных, собранных в московском общественном транспорте.