ЗАГСы начали работу в едином государственном реестре

С 1 октября 2018 года вступил в силу закон, который предусматривает внесение записей актов гражданского состояния в федеральную информационную систему единого государственного реестра ЗАГС.

Все новые актовые записи, созданные с 1 октября, будут вносить в единый государственный реестр, а старые переведут туда постепенно. Это касается документов, составленных не раньше 1926 года. Закончить эту работу планируют к 2021 году.

Первоначально введение Единого реестра ЗАГС было намечено на 1 января 2018 года, однако в конце прошлого года был принят закон, который переносит эту дату на 1 октября 2018 года.

Единый реестр ЗАГС будет использоваться в качестве основного источника сведений для создания единого информационного ресурса со сведениями о населении.

Судя по сообщениям региональных СМИ, не во всех регионах запуск стартовал гладко – так, в красноярских ЗАГСах скопились очереди, т.к. «программа проходит так называемую техническую обкатку и пока плохо работает, не в полную силу». О том, что на первом этапе работы возможны небольшие технические затруднения, заранее предупредили в управлении ЗАГС Москвы.

Официальных сообщений, как состоялся запуск реестра, не удалось обнаружить ни на сайте ФНС (оператор реестра), ни на сайте Минюста (осуществляет контроль за деятельностью ЗАГСов).

Пользовательские сервисы на сайте системы по состоянию на 2 октября не работают (Найти ближайший орган ЗАГС, Заполнить платежное поручение или оплатить госпошлину, Заполнить анкету о качестве оказанной услуги, Проверить наличие свидетельства (записи АГС, Записаться на прием)). «В настоящее время мы тестируем сервис и работаем над тем, чтобы он был лучше, в связи с чем доступ предоставлен только сотрудникам органов ЗАГС и ФНС России. Указанные ограничения будут сняты 01.10.2018 одновременно с началом ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и вводом в эксплуатацию соответствующей государственной информационной системы. Благодарим за понимание», – сказано на сайте системы.

С помощью системы будут регистрировать рождение, заключение и расторжение брака, смерть и другие акты гражданского состояния. «У наших заявителей появится возможность получать повторные свидетельства или справки о регистрации актов гражданского состояния в любом органе ЗАГС России по месту жительства или пребывания. Необходимость обращаться непосредственно в тот ЗАГС, где акт был зарегистрирован и где хранится составленная актовая запись, отпадет. Сейчас такой возможности нет. Если, допустим, рождение ребенка зарегистрировано в Хабаровске, а родители живут в Москве, дубликат свидетельства о рождении нужно запрашивать из органов ЗАГС Хабаровска. А это требует много времени», — поясняют в управлении ЗАГС Москвы.

Справка – информация с официального сайта

Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния создается во исполнение указа президента Российской Федерации от 15 января 2016 года №13.

Полномочия по созданию Реестра возложены на Федеральную налоговую службу федеральным законом от 23.06.2016 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

Основа единого Реестра – это программное обеспечение, разработанное ФНС России, в котором будет осуществляться государственная регистрация всех видов записей актов, производиться все действия, касающиеся изменения уже существующих записей, в том числе действия по выдаче повторных документов.

Фактически создается единая облачная среда, в которой уполномоченные сотрудники органов ЗАГС, после подтверждения права на доступ к системе, смогут выполнять любое действие по государственным услугам в сфере актов гражданского состояния, используя при этом все преимущества централизованной системы хранения данных. В частности:

  • онлайн-доступ к ранее составленным актовым записям независимо от места их нахождения на территории Российской Федерации, который в ряде случаев необходим для совершения того или иного действия органом ЗАГС;
  • по мере включения ранее составленных актовых записей в Реестр появится возможность прямо в день обращения получить повторный документ: свидетельство или справку, даже если сама запись хранится в другом субъекте РФ;
  • осуществление проверки достоверности (уникальности) вносимых данных;
  • единая система присвоения уникальных номеров входящим и исходящим документам;
  • возможность появления новых сервисов для граждан, как например предоставление в личном кабинете ЕПГУ сведений из записей актов о себе и своих несовершеннолетних детях;
  • перспектива в будущем использовать сведения Реестра ЗАГС как основной источник формирования Реестра населения;
  • взаимодействие всех участников системы актов гражданского состояния – органов ЗАГС разных субъектов РФ только в электронной форме;
  • представление сведений уполномоченным органам автоматизированным способом в электронном виде в среде СМЭВ.

В целях создания информационной системы ведения Реестра и обеспечения доступа к ней более 6300 органов, уполномоченных на регистрацию актов гражданского состояния, сотрудниками которых являются более 14 000 человек, ФНС России организована закупка и поставка 15 000 (с учетом резерва) специализированных защищенных программных аппаратных комплексов, которые позволят всем уполномоченным сотрудникам подключиться к централизованной инфраструктуре ведения Реестра и в режиме онлайн совершить необходимое действие, оказать государственную услугу гражданам.

Необходимой частью запуска такой масштабной системы стало обучение всех 14 000 сотрудников, будущих пользователей Реестра, с целью как сформировать навыки работы в программном обеспечении, так и рассказать о новых возможностях, ставших доступными в едином Реестре.