В среду 10 августа вступило в силу соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 8 мая 2015 года.
Заключая соглашение, стороны исходили из того, что основными угрозами международной ИБ является использование информационно-коммуникационных технологий:
- для осуществления актов агрессии, направленных на нарушение суверенитета, безопасности, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности;
- для нанесения экономического и другого ущерба, в том числе путем оказания деструктивного воздействия на объекты информационной инфраструктуры;
- в террористических целях, в том числе для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;
- для совершения правонарушений и преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации;
- для вмешательства во внутренние дела государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей и теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию и нестабильности, а также для дестабилизации внутриполитической и социально-экономической обстановки, нарушения управления государством;
- для распространения информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде других государств.
Направления сотрудничества определяются этим списком угроз и подробно перечислены в документе. Так, в них входит создание каналов связи и контактов в целях совместного реагирования на угрозы; взаимодействие в разработке и продвижении норм международного права в целях обеспечения национальной и международной информационной безопасности; совместное реагирование на угрозы; обмен информацией и сотрудничество в правоохранительной области в целях расследования дел, связанных с использованием ИКТ в террористических и криминальных целях; совместная подготовка специалистов, обмен студентами, аспирантами и преподавателями профильных высших учебных заведений; и др.
Каждая сторона имеет равное право на защиту информационных ресурсов своего государства от неправомерного использования и несанкционированного вмешательства, в том числе от компьютерных атак на них. Каждая сторона не осуществляет по отношению к другой стороне подобных действий и оказывает содействие другой стороне в реализации указанного права, говорится в документе.
Стороны также договорились проводить два раза в год (попеременно в Российской Федерации и Китайской Народной Республике) консультации для обмена информацией, анализа и оценки угроз, координации совместных мер реагирования на них и пр.
Напомним, 25 июня 2016 года в Пекине состоялись переговоры президента РФ Владимира Путина и председателем КНР Си Цзиньпином, по итогам которых было подписано совместное заявление о взаимодействии в области развития информационного пространства и еще несколько документов.
По данным D-Russia.ru, документ будет иметь практическим следствием, в частности, приведение обеих стран к состоянию технологической готовности вместе обеспечить работоспособность национальных сегментов Интернета вне зависимости от потенциальных внешних воздействий нынешней системы управления Интернетом, которая не подчинена международному праву.
В апреле 2016 по итогам российско-китайского форума по вопросам развития и безопасности использования ИКТ была принята «Дорожная карта», которая предусматривает ряд совместных действий российско-китайского сотрудничества в сфере развития информационного пространства.
В июле 2014 года страны БРИКС приняли Форталезскую декларацию, в которой говорится, что для борьбы с киберпреступностью необходим «универсальный, имеющий обязательную юридическую силу международно-правовой документ», и что Интернет не должен использоваться как оружие.