Доля жителей Свердловской области, желающих получать государственные услуги традиционным способом с личным визитом в госучреждение, выросла за пять лет с 58,4 до 64%, согласно результатам социологических исследований за 2010 и 2015 годы. Об этом рассказала кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН Анна Трахтенберг на всероссийском форуме «Электронное правительство — современный механизм управления регионом» в Тюмени.
Граждан спросили, если был бы выбор, как они предпочли бы официально обратиться в госучреждение. Оказалось, что только через Интернет хотели бы получать госуслуги 13,3% опрошенных – это меньше, чем было в 2010 году (14,8%). Иногда лично, иногда через Интернет хотели бы обращаться за госуслугами 20,7% жителей (в 2010 году было 18,8%).

Жителей также спросили, в каких административных процедурах они участвовали за последние полгода, и предложили на выбор ряд госуслуг (см. картинку ниже). Оказалось, что 72% не участвовали ни в одной указанной процедуре. Смотрели информацию по штрафам и задолженностям 16,7%, искали информацию, что делать при обращении в госучреждения, — 12,3%, и 11% искали образцы документов для скачивания.

Из числа обратившихся за электронными госуслугами больше половины использовали Единый портал госуслуг (ЕПГУ) gosuslugi.ru, на втором месте – искали ответ через поисковые системы (25,8%), на третьем – использовали сайты госучреждений (15,5%).

По результатам исследования указывается, что третья часть жителей области позитивно относится к взаимодействию с органами власти в электронном виде, причем 40% опрошенных в группе уже осуществляли такое взаимодействие, а 10%, несмотря на позитивное отношение, этого не делала. Именно эта одна десятая и представляет собой ближайшую зону роста числа пользователей. В специальных усилиях по вовлечению в пользование электронными услугами они не нуждаются: им достаточно примера друзей и знакомых, принадлежащих в тому же социальному слою.
Что касается оставшихся двух третей, то пока они предпочитают взаимодействовать с органами власти в традиционной форме.
[box] ЕПГУ – итоги 2014 годаКоличество россиян, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), за 2014 год выросло почти в два раза и составило 13 миллионов.
В 2014 году пользователи заказывали услуги в электронном виде 16,8 миллиона раз против 12,9 миллиона в 2013 году.
Самыми востребованными услугами в 2014 году у россиян стали проверка штрафов ГИБДД, налоговой задолженности, наличия исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов, а также оформление загранпаспорта и информирование о состоянии лицевых счетов в системе пенсионного страхования.
ЕПГУ – первый квартал 2015 года
В первом квартале 2015 года зафиксировано 17,4 миллиона посещений портала.
За первые три месяца 2015 года пользователи заказали на портале 4 миллиона федеральных, 114 тысяч региональных и 139 тысяч муниципальных услуг.
Количество пользователей, зарегистрированных в ЕСИА, выросло до 15 миллионов.
[/box]
На всероссийском форуме «Электронное правительство – современный механизм управления регионом» в Тюмени во время панельной дискуссии обращалось внимание на то, что последнее время качественное развитие электронного правительства в России заменяет гонка за количеством регистрацией на едином портале госуслуг и в ЕСИА, а в самом электронном правительстве не происходит качественных улучшений.