В ФАС обсудили изменения антимонопольного законодательства в условиях цифровой экономики

456

Федеральная антимонопольная служба опубликовала в четверг сведения о состоявшемся на этой неделе совместном заседании экспертного совета по вопросам связи и экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий обсудили положения «пятого антимонопольного пакета».

«Цифровая экономика внедряется во все сферы жизни, и все сферы деятельности кардинальным образом меняются, стираются границы товарных рынков. При этом меняются и виды нарушений, поэтому нам важно не допускать ограничительные деловые практики и суметь правильно приспособить антимонопольное законодательство к новым условиям», – отметил председатель Экспертных советов, заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

«Антимонопольный орган сталкивается с рядом проблем при рассмотрении дел по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. Во-первых, в цифровой экономике практически отсутствуют отношения «покупатель-продавец», здесь задействованы сложные многосторонние структуры. Во-вторых, сложно посчитать объем товарного рынка, поскольку действуют иные модели монетизации и различные сетевые эффекты. Рыночная власть складывается не из привычных денежных выражений и владения активами, а из наличия у компании большого массива данных или инфраструктуры. Для того, чтобы анализировать все эти новые факторы, необходимо закрепить в законе современные механизмы, позволяющие учитывать все особенности цифровых рынков», – рассказала начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева.

Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский представил ключевые положения «пятого пакета» поправок. Они включают изменение понятия доминирующего положения в условиях цифровой экономики, введения понятия ценовых алгоритмов, уточнение положений контроля экономической концентрации. Предлагается также механизмы понуждения компаний-нарушителей к исполнению предписаний ведомства, поскольку обычные меры понуждения не являются результативными. И предлагается отмена иммунитетов в отношении интеллектуальной собственности. «Таких иммунитетов нет ни в одной другой стране мира. Мы должны отменить их хотя бы для того, чтобы привести свое законодательство в соответствие с нормами международного права», – подчеркнул Сергей Пузыревский.

V антимонопольный пакет
уточняет антимонопольное законодательство в условиях развития цифровых технологий, в том числе:

дополняет понятийный аппарат понятиями сетевые эффекты и ценовой алгоритм;

позволяет устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта с долей ниже 35%, если сетевые эффекты, являющиеся результатом его деятельности, и (или) данные, имеющиеся у него, дают ему возможность оказывать решающее влияние на рынок;

дополняют запрет на злоупотребление доминирующим положением дискриминацией при представлении доступа к данным о потребителях;

снимает иммунитет на запрет монополистической деятельности при использовании исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации;

позволяет признавать допустимой координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, реализуемую с использованием ценовых алгоритмов (ст. 13 ФЗ «О защите конкуренции»).

Подчеркивая актуальность нормотворческой работы Анатолий Голомолзин отметил: «Ситуация на глобальных рынках кардинально поменялась. Если 10 лет назад ТОП-5 компаний по капитализации находились в промышленном, сырьевом или финансовом секторе, то сейчас этот список составляют компании цифрового рынка – Apple, Google, Microsoft и другие. Россия является одной из немногих юрисдикций в мире, где умеют противостоять нарушениям этих и других цифровых гигантов».

«Цифровая экономика поменяла условия работы на всех товарных рынках, прорывные технологии изменили ситуацию. Раньше размер активов и количество персонала являлись главными аспектами рыночной власти, – добавил Анатолий Голомолзин. – Сейчас главные факторы формирования рыночной власти это большие базы данных, пулы прав интеллектуальной собственности, экономика, построенная на алгоритмах. Изменились и характеристики рынков. Они стали многосторонними, товары на них взаимоувязываются и взаимодополняются, сфера обращения товаров все больше становится глобальной, появились многообразные формы монетизации доходов».

Наряду с отечественным опытом в обоснование нормотворческих инициатив ФАС России он привел примеры аналогичных изменений в антимонопольное законодательство других стран мира, в частности, Германии. Также замглавы службы, комментируя тему снятия запретов на применение антимонопольного законодательства к объектам исключительных прав, отметил, что это повсеместно используемая в мире норма антимонопольного законодательства, основанная на правиле разумности. Замглавы ФАС России считает, что с принятием поправок в российское законодательство, также как, например, в США, ЕС и Японии, будут подготовлены Рекомендации по его применению на основе консультаций с бизнесом и экспертами.

Участники заседания, в свою очередь, отметили, что есть необходимость продолжить обсуждение и уточнение формулировок в части определения ценовых алгоритмов и сферы его применения в антимонопольном законодательстве, некоторых неточностей определения доминирующего положения.