Цифровизация в малых и средних городах России – исследование

1007

“Яндекс-Такси” и Высшая школа урбанистики (входит в состав Высшей школы экономики) обнародовали результаты исследования уровня проникновения цифровых технологий в российских городах с населением до 200 тысяч человек.

Исследование охватывает 1016 (91% от общего числа городов), в которых проживают 36 миллионов человек, что составляет треть от всего городского населения страны.

Авторы исследования отмечают различия в пользовании цифровыми сервисами – в малых городах Интернет преимущественно используется для общения: доля пользователей социальных сетей в структуре населения увеличивается по мере уменьшения размера города.

Для поиска информации о товарах и услугах Интернетом в малых городах пользуются 31% респондентов против 52% в миллионниках. Никогда не покупали товары или услуги через Интернет в малых городах 60%, а в миллионниках — 40% горожан.

Наиболее значимые различия наблюдаются в использовании услуг, касающихся взаимодействия именно с местными учреждениями — записи на прием к врачу и решения вопросов в сфере ЖКХ — в отличие от оплаты штрафов, налогов, оформления документов и других услуг, стандартизированных на федеральном уровне и не имеющих локальной привязки к городу.

Отличительной чертой малых городов является низкое проникновение локальных цифровых сервисов — сервисов, привязанных к территории. Это сервисы доставки «на дом», заказа еды, онлайн-покупки в местных магазинах, покупки билетов на местные мероприятия, заказ такси онлайн и подобные им. На основе анализа данных о распространенности в России популярных цифровых сервисов можно говорить о 7 типах городов по степени проникновения локальных цифровых услуг и технологий: от полного присутствия сервисов в 56 крупнейших городах до их полного отсутствия в 819 со средним населением в 25 тысяч человек.

Типы городов по присутствию локальных цифровых сервисов (ЛЦС)

К первой группе относится 56 российских городов. В эту группу вошли все города свыше 1 миллиона человек и многие столицы субъектов и крупнейшие города РФ. В среднем население городов этой группы составляет более 900 тысяч человек. Здесь характерно присутствие всех типов сервисов.

Ко второй группе (32 города) также относятся столицы субъектов РФ и населенные пункты, находящиеся в зоне влияния крупнейших российских городов (к примеру, Домодедово или Миасс). Средняя численность населения этих городов – 300 тысяч человек. В этих городах присутствуют сервисы такси и информационные сервисы, а доставка еды и товаров развиты на среднем уровне.

К третьей группе относятся 66 городов. Их среднее население немногим превышает 150 тысяч жителей. Здесь хорошо развиты информационные сервисы, сервисы доставки товаров и такси находятся на среднем уровне, а доставка еды развита заметно ниже среднего.

Четвертая группа — 64 города со средним населением в чуть более 75 тысяч человек. Информационные сервисы и доставка товаров развиты здесь на среднем уровне, такси — ниже среднего, а доставка еды практически отсутствует.

Пятая группа — 43 города со средним населением в 70 тысяч человек. Здесь также плохо представлены сервисы доставки еды, а остальные находятся на среднем уровне.

Шестая группа — 32 города со средним населением чуть более 30 тысяч человек. Информационные сервисы и такси развиты ниже среднего, а доставка еды и товаров практически отсутствуют.

Самая многочисленная седьмая группа состоит из 819 городов со средним населением в 25 тысяч человек. Здесь отсутствуют все перечисленные сервисы.

Этапа насыщения достигли крупные города в основной полосе расселения вдоль транспортных магистралей.

Методика оценки эффектов от цифровизации малых и средних городов

Специфика малых и средних городов позволяет разложить анализируемые эффекты по трем направлениям: человеческий капитал, экономика услуг и мобильность.

Инвестиции в человеческий капитал

  • Образование: Проникновение Интернета позволяет улучшить качество школьного образования и способствует реализации принципа непрерывного образования в течение всей жизни (life-long learning education).
  • Медицина: Набор медицинских услуг в малом городе также весьма ограничен, а их качество не всегда высоко. По данным аналитического центра НАФИ, получать медицинские услуги дистанционно готовы 61% россиян.
  • Госуслуги: Получение государственных услуг в режиме онлайн — одна из базовых задач развития электронной демократии и цифрового общества, что делает процесс взаимодействия граждан и представителей власти понятным и прозрачным, способствует вовлечению жителей в процесс управления и формированию механизма обратной связи, даже в случае территориальной удаленности и труднодоступности места проживания.

Экономика услуг, а не товаров

  • Диверсификация: Наличие диверсифицированной экономики приостанавливает отток из города трудоспособного населения, способствует росту доходов в городской бюджет за счет налоговых отчислений, создает условия для развития малого и среднего бизнеса, ориентированного как на внутренних, так и на внешних потребителей.
  • Экономия: Компании заметно снижают свои затраты на связь и помещение, в то время как их консолидация с другими игроками отрасли растет, что открывает новые возможности для создания филиалов крупных компаний в регионах.
  • Открытость: Для внешнего рынка город также становится привлекательнее, поскольку открывает новые возможности для расширения рынка сбыта товаров и услуг.

Город как часть системы расселения

  • Интеграция: Цифровизация позволяет создавать новые услуги и снижать депривацию относительно уже существующих. Но для отдельно взятого малого города набор услуг всегда будет оставаться сокращенными в сравнении с более крупными населенными пунктами. Поэтому один из основных позитивных эффектов от цифровизации — большая интеграция конкретного города в систему расселения.
  • Кооперация: Соседние города и регионы могут кооперироваться, обмениваясь определенными услугами, товарами или информацией, создавая синергетический эффект и конкурируя со столичными регионами своих областей. К примеру, население города Юрюзань — 11 685 человек. Но в радиусе 30-минутной доступности на автомобиле проживает еще более 50 тысяч человек.

В ходе исследования были использованы следующие показатели для интегральной оценки:

Человеческий капитал

  • Доля горожан, получающих дистанционное образование (онлайн-курсы и обучение через Интернет).
  • Доля горожан, получивших онлайн медицинские услуги за год.
  • Увеличение уровня доверия к окружающим и к институтам.
  • Доля горожан, регулярно пользующихся онлайн государственными услугами.

Экономика услуг

  • Доля малого и среднего бизнеса, ориентированного на локальный рынок, в общей структуре экономики города.
  • Доля работников, занятых в ИКТ-секторе.
  • Разнообразие доступных услуг: как фактически присутствующих в города, так и потенциально доставляемых туда.
  • Интенсивность сферы досуга: уровень проникновения сетевых развлекательных сервисов.
  • Доля безналичных расчетов в структуре платежей.

Мобильность

  • Наличие локальных цифровых сервисов, работающих сразу на несколько соседних населенных пунктов.
  • Количество поездок в соседние города с использованием сервисов онлайн-заказа такси.
  • Туристический поток (в т.ч. и внутрирегиональный).
  • Средняя длительность поездки.