Цифровизация культуры: опыт Белгородской области

Предлагаем вашему вниманию статью Евгения Мирошникова, начальника департамента цифрового развития Белгородской области о проекте  – победителе конкурса «ПРОФ-IT.2018».

Белгородская область представила на «ПРОФ-IT.2018» проект АИС «Культурный регион», который победил в номинации «Культура».

АИС «Культурный регион» – это единая информационная инфраструктура в сфере культуры и туризма, решающая конкретные задачи:

  • повышение посещаемости и продажи билетов в учреждения культуры города и области;
  • развитие безналичной формы оплаты и применение контрольно-кассовой техники в соответствии с № 54-ФЗ;
  • создание единой региональной информационной инфраструктуры в области культуры и туризма;
  • повышение квалификации сотрудников учреждений культуры в использовании современных технологий;
  • повышение доступности оцифрованных культурных ресурсов региона в соответствии с национальным проектом «Культура».

АИС «Культурный регион» объединяет:

  • единый информационный интернет-портал и мобильное приложение «Культурный регион»;
  • онлайн-афишу мероприятий, интегрированную с АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры» Минкультуры России (АИС ЕИПСК);
  • региональную билетную систему: электронные билеты в различные типы учреждений культурны региона (в соответствии с № 54-ФЗ);
  • подсистему «Цифровая культура», направленную на увеличение запросов к цифровым ресурсам о культурных объектах региона;
  • интерактивные технологии и сервисы (технология iBeacon, обеспечивающая навигацию в помещениях и специальные сервисы для посетителей музеев; приложение дополненной реальности; онлайн-трансляции);
  • службу технической поддержки.

На начальном этапе команда проекта провела ситуационный анализ деятельности культурных учреждений, который выявил следующие проблемы:

  • в новостной повестке представлены менее 30 % текущих культурных событий;
    нет возможности электронной покупки билетов;
  • учреждения культуры слабо представлены в социальных сетях;
  • отсутствует качественный онлайн-контент, посвящённый культурной жизни региона;
  • культурные события анонсируются недостаточно.

Одним из ключевых факторов успешного старта проекта стало обучение сотрудников культурных учреждений. Команда проекта разработала онлайн-курсы по нескольким направлениям (использование системы и её функционала, создание качественного контента, интернет-маркетинг и многое другое), а также организовала проведение вебинаров и семинаров с лидерами отрасли культуры в стране.

С реализацией проекта такие учреждения, как музеи, дворцы культуры и выставочные залы, впервые смогли продавать билеты онлайн и расширили свою аудиторию. Кроме того, в личном кабинете учреждениям стала доступна аналитика продаж, у них появилась возможность создавать виджет покупки билетов и встраивать его на любые сайты и онлайн-сервисы.

Информационная поддержка на популярных интернет-ресурсах региона и в крупных городских онлайн-сообществах увеличила упоминаемость культурных мероприятий. За счёт интеграции «Культурного региона» с АИС ЕИПСК информация о них публиковалась на федеральных порталах и популярных интернет-афишах.

Появились и новые формы продажи билетов – наборы, объединённые логикой посещения культурных учреждений, например «Изящные экскурсии», «Музейный Белгород», «Культурный сентябрь» и другие.

Качественный фото- и видеоконтент мотивируют потенциальных посетителей мероприятий, поэтому в архивах «Культурного региона» находятся 200 часов съёмки туристических и культурных объектов Белгородской области. На основе этих материалов создан короткометражный документальный фильм – с целью привлечения туристов в регион.

В учреждениях города команда проекта провела более 30 мероприятий с использованием интерактивных технологий и онлайн-трансляций культурных событий, которые собрали более 5 миллионов зрителей, а Белгородская филармония единственная из региона вошла в тройку лидеров всероссийского рейтинга «Культурный стриминг» портала «Культура.РФ».

По словам начальника управления культуры Белгородской области Константина Курганского, в культурной отрасли очень востребованы технологичные решения: «Учреждения вводят новые необычные форматы мероприятий, анонсируют, получают доступ к более широкой аудитории. Экспозиции становятся интерактивными, применяются решения дополненной реальности – всё это очень нравится молодёжи, и интерес к культуре распространяется».

Опыт внедрения проекта в Белгородской области в 2018 году позволил достичь следующих результатов:

Количественные показатели
Проданные билеты более 5 000
Бесплатные билеты более 10 000
Регистрации на портале более 10 000
Сотрудники учреждений, прошедшие обучение более 500
Освещаемые культурные события более 6 500
Онлайн-трансляции культурных событий более 30
Зрители онлайн-трансляций более 5 000 000

За период существования проекта Белгородская область заняла второе место в рейтинге информационной активности культурной жизни в группе регионов с населением от 1 до 2 миллионов человек (рейтинг Минкультуры России по данным АИС ЕИПСК за первое полугодие 2018 года).

Об авторе: Евгений Мирошников, глава департамента цифрового развития Белгородской области

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

семнадцать − 17 =