Создание центров «одного окна» для малого бизнеса – он не против, но ждёт большего

1172

Руководители и представители IT-компаний, опрошенные D-Russia.ru, одобряют идею Минэкономразвития о необходимости создания системы «одного окна» для бизнеса, для чего в 2017 году предлагается выделение 300 миллионов рублей, но не считают это самым важным.

Напомним, ранее в этом году министерство разработало проект постановления правительства, в котором предложены правила выделения российским коммерческим организациям субсидий на создание системы “одного окна” для оказания услуг, а также на предоставление образовательной поддержки малым предприятиям в регионах.

Размер субсидии в 2017 году, возможно, составит 300 миллионов рублей. Средства выделяются на основании соглашения с Минэкономразвития России по итогам отбора.

В настоящее время, согласно данным с сайта regulation.gov.ru, проводится подведение итогов общественного обсуждения текста проекта.

Владельцы небольших софтверных компаний относятся к идее положительно (мы спрашивали, то ли это, что вы ждёте от МЭР? или важнее упростить отчётность, облегчить доступ к капиталу, дать преференции экспортёрам, облегчить получение валютной выручки).

«Любое такое действие – хорошо. Выбор же не стоит – «или мы вам денег дадим, или МФЦ для вас откроем», – говорит Ашот Оганесян, владелец DeviceLock.

«С точки зрения экспортёров, а мы экспортируем свою продукцию, всё сейчас напрямую с банками работает (с их валютным контролем), и работает документооборот в электронном виде очень неплохо. Но сам документооборот дурной на всю голову – там большую часть упразднять надо, что автоматом сэкономит кучу денег и нам и банкам», – высказывается Михаил Филиппенко, гендиректор ООО «ФастРепортс».

Бухгалтеры по отношению к инициативе МЭР настроены менее дружелюбно. «По поводу малых предприятий. Решила сравнить количество отчётов для них в 2012 году и в 2017 году. Результат побуждает задуматься. Малое предприятие ООО на УСН с Х сотрудниками, 2012 год – 10 отчетов за год. 2017 год – 27 отчётов за год. Не учитываю статистику, здесь непредсказуемо. Кто сказал, что всё упрощают…», – пишет в социальной сети Ирина Голубева, главный бухгалтер Elcomsoft.

Если через в МФЦ будут оформлять лицензии, необходимые предприятию, это будет существенной помощью бизнесу, иначе особых изменений в работе не произойдёт, полагает главный бухгалтер малого предприятия Татьяна Воронцова.

Заместитель министра – начальник управления инноваций и предпринимательства министерство промышленности и малого предпринимательства Калужской области Виолетта Комиссарова досадует в социальной сети: «Новая мера поддержки от мэр РФ – создание ЦОУ ( центров оказания услуг) в регионах России. Оказывается, малому бизнесу не нужны ни дешёвые длинные деньги, ни доступность заказов от монополий, госкорпораций и бюджета, или еще много «ни». Нет, просто необходимы центры предоставления государственных и муниципальных услуг, и услуг для начала и развития предпринимательской деятельности по принципу одного окна».

Справка по проекту постановления

Согласно проекту правил, субсидия предоставляется в целях финансирования затрат российской коммерческой организации на обеспечение создания и развития системы «одного окна» для оказания услуг, а также предоставления образовательной поддержки малым предприятиям в субъектах Российской Федерации.

Одним из критериев отбора организации – получателя субсидии предусмотрено обязательство организации по софинансированию за счет внебюджетных средств расходов, в объеме равном или превышающем размер субсидии.

Для участия в отборе организации для получения субсидии проектом правил предусмотрена обязанность организации по представлению наряду с документами, подтверждающими ее соответствие общим требованиям к юридическим лицам – получателям субсидии из федерального бюджета, также плана мероприятий, софинансируемых за счет субсидии:

  • утверждение модели организации и функционирования центров оказания услуг (включающей примерный перечень услуг, сервисов, мер поддержки) и плана действий («дорожной карты») по организации центров оказания услуг в субъектах Российской Федерации;
  • утверждение перечня услуг, оказываемых в центрах оказания услуг, и стандартов их предоставления, а также определение механизмов взаимодействия указанных центров с органами государственной власти и местного самоуправления и иными поставщиками услуг;
  • организация деятельности центров оказания услуг в 80 субъектах Российской Федерации;
  • утверждение требований к образовательным программам для субъектов малого предпринимательства;
  • обеспечение работы единой образовательной интернет-платформы – агрегатора образовательных программ для субъектов малого предпринимательства.

Как сказано в пояснительной записке Минэкономразвития, реализация мероприятий по созданию и развитию системы «одного окна» предоставления услуг, сервисов, мер поддержки субъектам малого предпринимательства, в том числе доработка и интеграция информационных систем органов и организаций, оказывающих услуги предпринимателям, позволит обеспечить равный доступ предпринимателей к услугам, необходимым для начала и ведения предпринимательской деятельности в режиме «одного окна» (государственные и муниципальные услуги и меры поддержки, услуги организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, услуги АО «Корпорация «МСП», услуги (сервисы) финансово-кредитных, страховых, банковских организаций, органов и организаций, обеспечивающих подключение к сетям водо-, газо-, тепло- и электроснабжения, некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей).

Наряду с этим обеспечение работы единой образовательной интернет-платформы – агрегатора образовательных программ для предпринимателей и граждан, планирующих начать предпринимательскую деятельность, с помощью которой пользователи получат доступ к наиболее востребованным курсам по вопросам создания и развития бизнеса, позволит сформировать удобную и эффективную систему подготовки предпринимателей, позволяющую вне зависимости от местоположения пройти специализированное обучение по интересующим программам, а также сократить временные затраты.

Регионы уже тестируют МФЦ для бизнеса

Напомним, что настоящее время в ряде субъектов уже сложилась практика организации деятельности МФЦ для бизнеса. В 2016 году в 39 регионах реализован пилотный проект по созданию таких центров. В рамках пилотного проекта регионы продемонстрировали возможные модели организации МФЦ для бизнеса. В большинстве случаев МФЦ для бизнеса созданы на базе действующих многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (93%).

На базе МФЦ для бизнеса предоставляются такие услуги, как разработка бизнес-планов, товарная и правовая экспертиза, оценка бизнеса и рисков, юридическое сопровождение, страхование имущества физических и юридических лиц, приём заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий, на получение микрозаймов и ряд других.

Недавно правительство внесло изменения в правила организации деятельности МФЦ, которыми предусматривается, в частности, создание на базе МФЦ центров, ориентированных на предоставление дополнительных (сопутствующих) негосударственных услуг, необходимых для начала и ведения предпринимательской деятельности, – МФЦ для бизнеса. Таким образом закрепляется положение о создании центров оказания услуг для бизнеса. Такие центры могут создаваться в МФЦ путём создания дополнительных окон обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.