Счетная палата: цели координации мероприятий по использованию ИКТ в органах власти не достигнуты

    885

    Аудиторы Счетной палаты (СП) провели проверку реализации постановления правительства РФ «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» в 2013-2014 годах и за истекший период 2015 года — в результате проверки были обнаружены такие нарушения со стороны Минкомсвязи, как затягивание сроков принятия документов, договора на работы, фактическим исполнителем которых стала подведомственная организация, а также многочисленные нарушения сроков утверждения планов информатизации, говорится на сайте СП.

    Проверка проводилась в Минкомсвязи и подведомственном министерству ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации», министерстве финансов РФ и Федеральном казначействе.

    Постановление правительства, призванное повысить эффективность планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, было принято в 2010 году. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проведению экспертной оценки документов по информатизации стала Минкомсвязь России.

    В целях осуществления координации расходов на информатизацию в Минкомсвязи был создан отдел экспертизы проектов по информатизации в составе четырех штатных единиц, сообщает СП. Между тем, начиная с 2013 года Минкомсвязь заключала договора на проведение экспертной оценки документов по информатизации. Так, сначала был заключен соответствующий контракт с ПАО «Ростелеком». ПАО в свою очередь подписало договор субподряда с подведомственным министерству ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации». В 2015 году министерством контракт был подписан непосредственно с ФГУП. Таким образом, фактическим исполнителем работ по оценке документов по информатизации являлось ФГУП «ВНИИ ПВТИ».

    Кроме того, по словам заместителя председателя СП, «вызывает интерес тот факт, что для проведения экспертизы предприятие привлекало внешних экспертов-консультантов на безвозмездной основе». При этом большая часть «внешних экспертов-консультантов» занимает руководящие должности в крупных IT-компаниях.

    В целях реализации координации информатизации Минкомсвязью России созданы три информационные системы, суммарные затраты на создание которых за период с 2013 по 2014 год составили 300 миллионов рублей. Проверка Счетной палаты показала, что контроль за размещением информации в них отсутствует.

    Государственными органами, в том числе Минкомсвязью, допускалось размещение неполной или неактуальной информации. Например, утвержденный план информатизации Минкомсвязи России на 2014 год не соответствует размещенному плану в автоматизированной информационной системе «Управление ведомственной и региональной информатизацией» (АИС УВиРИ). В результате созданные Минкомсвязью России ИС не позволяют получить объективную информацию о ходе реализации государственными органами мероприятий по информатизации и оценить их эффективность, заключают в СП.

    В ноябре 2015 года правительством РФ принято решение о создании новой системы координации информатизации на базе трех уже созданных систем. При этом затраты на ее реализацию оцениваются в 227,3 миллиона рублей или 76% от произведенных расходов на создание трех систем.

    Подготовка проектов планов информатизации осуществляется государственными органами с использованием АИС УВиРИ. По состоянию на 12 ноября 2015 года в АИС УВиРИ размещен 91 план информатизации на 2014 год, из которых согласованы 69 (75,8%), и 91 план информатизации на 2015 год, из которых согласованы 45 (49,5%).

    Проверка СП показала, что органы госвласти, включая Минкомсвязь, не соблюдают сроки, установленные графиками подготовки и утверждения планов информатизации. Так, планы информатизации на 2014 год утверждены с нарушением установленного срока: Минкомсвязи России – на 84 дня, Федерального казначейства – на 301 день. План Минфина России утвержден после окончания финансового года. Также планы информатизации на 2015 год: Минкомсвязи России – на 14 дней, Минфина России – на 168 дней, Федерального казначейства – на 230 дней.

    Кроме того, в ходе проверки выявлены случаи нарушения Минкомсвязью России сроков подготовки заключений на планы информатизации. Отчеты о выполнении плана информатизации за 2014 год представлены только 31 органом государственной власти (37%).

    Оценка эффективности и результативности мероприятий по информатизации органов государственной власти в 2014 году Минкомсвязью России не осуществлялась. «Министерство аккумулирует отчеты о выполнении планов информатизации без проверки достоверности и анализа представленных данных», — сказала заместитель председателя СП Вера Чистова.

    В ряде случаев в связи с непредставлением государственными органами в Минфин России экспертных заключений Минкомсвязи России, при формировании федерального бюджета распределение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по информатизации осуществляется без их учета. При этом согласование расходов на информатизацию с Минкомсвязью России в информационной системе Минфина России «Электронный бюджет» не предусмотрено.

    Расходы на информатизацию государственных органов осуществляются в отсутствие утвержденных планов информатизации. Так, Минфином России в 2014 году осуществлялась реализация мероприятий по информатизации до утверждения плана в рамках 32 контрактов на сумму 1,6 миллиарда рублей, заключенных в 2014 году. Также, до утверждения плана информатизации на 2015 год Минфин заключил 12 государственных контрактов на сумму 303,7 миллиона рублей. В Федеральном казначействе до утверждения плана информатизации в 2014 год осуществлялась реализация мероприятий по информатизации в рамках 34 контрактов на сумму 8,9 миллиарда рублей, заключенных в 2014 году. В 2015 году – 24 контракта на сумму 2,3 миллиарда рублей.

    Зачастую, при осуществлении расходов изменения в план информатизации вносятся органами государственной власти постфактум.

    «В отсутствии ответственности за несоблюдение положений Постановления №365 главные распорядители осуществляют расходование средств федерального бюджета без согласованного плана информатизации. По сути, речь идет о необоснованных расходах федерального бюджета, равно как и в случае заключения государственных контрактов до утверждения плана информатизации», — говорит Вера Чистова.

    В ходе проверки также выявлены несоответствия закупаемых товаров утвержденным планам информатизации, недостатки при проведении государственными органами закупочных процедур, а также признаки нарушения конкуренции при осуществлении закупок в сфере информационных технологий.

    «Проверка Счетной палаты показала, что система координации информатизации, предусмотренная постановлением №365, работает не на должном уровне. Можно констатировать, что цели, поставленные постановлением правительства, не достигнуты», — резюмировала заместитель председателя Счетной палаты.

    Коллегия СП приняла решение направить информационное письмо в правительство Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу, представления – министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, министру финансов Российской Федерации и руководителю Федерального казначейства. А также направить отчет в Совет Федерации и Государственную думу.

    Напомним, что правительство постановило создать федеральную ГИС координации информатизации в госсекторе в ноябре 2015 года. Система призвана обеспечить формирование единого информационного пространства в сфере управления информационно-коммуникационными технологиями, которые создают или используют государственные органы.

    Как писал ранее Экспертный центр электронного государства, постановление не требует создания новых систем, а предполагает объединение существующих систем (большая часть из которых была разработана в 2011 году) в рамках единой АИС «Координация». Среди них — АИС «Управление ведомственной и региональной информатизацией» (АИС УВиРИ), куда входит подсистемы «Координация мероприятий по использованию ИКТ в деятельности государственных органов», и «Национальный фонд алгоритмов и программ».

    Это подтвердили Экспертному центру и в Минкомсвязи – подсистема «Координация мероприятий по использованию ИКТ в деятельности государственных органов» и фонд алгоритмов и программ (ФАП) станут подсистемами новой федеральной государственной информационной системы координации информатизации.

    В январе Минкомсвязь России разместила на сайте regulation.gov.ru проект приказа «Об утверждении правил размещения информации в федеральной государственной информационной системе координации информатизации», а также определила ее доменное имя — eski.gov.ru (дополнительное доменное имя eskigov.ru).