Две крупнейшие госкомпании на рынке медиа и телекоммуникаций объединяют неэфирные каналы, рассказали «Ведомостям» заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников и президент «Ростелекома» Сергей Калугин. Госкомпании подписали протокол о намерениях, сейчас идет подготовка к сделке.
ВГТРК владеет 13 неэфирными каналами, которые входят в пакет ЦВТ, хотя бы раз в месяц их смотрит почти 39 млн человек, или более половины российских зрителей. У «Ростелекома» таких каналов пять, их смотрит 21,4 млн человек. Совокупная выручка этих каналов в прошлом году — около 1,4 млрд руб.
Для «Ростелекома» производство телеканалов — непрофильный бизнес, объяснил «Ведомостям» Калугин: «Наши каналы рентабельны, но эффективнее передать их в управление ВГТРК и стать акционером большой совместной компании, чем продолжать развивать их собственными силами».
После сделки с «Ростелекомом» ВГТРК станет крупнейшим игроком рынка неэфирного ТВ — с большим отрывом от ближайшего конкурента, говорит Медников: «Мы будем контролировать 16% этого рынка по совокупной аудитории наших каналов, а после усиления существующих каналов и запуска новых получим около четверти зрителей тематического телевидения в стране».
Ближайший конкурент ВГТРК на этом рынке — шведская Viassat, у которой девять каналов, самый известный из них — «TV 1000 Русское кино».
Сделка «Ростелекома» и ВГТРК будет оформлена следующим образом: оператор выкупит допэмиссию акций ОАО «ЦТВ», которое полностью контролирует ВГТРК. ЦТВ владеет или выступает как распространитель всех неэфирных каналов госхолдинга, кроме «Россия HD» (он и в сделку не войдет). За допэмиссию «Ростелеком» расплатится долями в ООО «НКС-медиа» (владеет каналами оператора) и получит 25,5% акций ЦТВ, остальное останется под контролем ВГТРК.