Развитие платёжной функциональности ЕПГУ

548

Недавно на Едином портале госуслуг gosuslugi.ru (ЕПГУ) появилась новая функциональность «Мультиоплата». В этой статье подробно расскажем, как это работает и как пользоваться.

1. Введение

Согласно указу президента России, в 2018 году не менее чем 70% граждан должны быть доступны электронные государственные и муниципальные услуги. За реализацию этой задачи отвечает министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Оно же является оператором ЕПГУ.

Одна из важнейших и наиболее востребованных функций ЕПГУ – приём платежей от граждан (налоги, штрафы за нарушение правил дорожного движения и иные, госпошлины, судебные задолдженности).

Сумма платежей, произведённых через ЕПГУ, в 2017 году составила около 30 миллиардов рублей. В 2016 году этот показатель был равен 8,1 миллиарда рублей, в 2015 году – 2,9 миллиарда.

Больше всего пользователи заплатили налогов. На второй позиции госпошлины, далее штрафы (на них приходится наибольшее количество платежей).

Рост платежей обусловлен не столько ростом количества пользователей, сколько переходом населения на электронные способы взаимодейтствия с государством. Законодатель стимулирует это установлением 30% скидки на госпошлину в случае подачи заявления и оплаты через ЕПГУ и скидками на оплату многих штрафов за нарушение правил дорожного движения в течение 20 дней после вынесения. Кроме того, именно в 2017 году МВД России, оказывающее наибольшее число государственных услуг населению, реализовало возможность оплаты госпошлин на ЕПГУ. Теперь с учётом скидки 30% получить загранпаспорт можно за 2450 рублей вместо 3500 рублей.

С целью развития платёжной функциональности ЕПГУ Минкомсвязь предусмотрела следующие требования:

  • отображение расширенных данных о статусах платежей, выполненных через ЕПГУ;
  • возможность частичной оплаты некоторых начислений;
  • переработка формы автоштрафов: добавление фотографий нарушения, дополнительный поиск штрафов по паспорту, расширение перечня показываемых региональных штрафов;
  • возможность оплаты нескольких начислений одной операцией (мультиоплата).

2. Что можно оплатить на ЕПГУ при помощи мультиоплаты?

Сейчас сервис мультиоплаты доступен в пилотном режиме только для налоговых начислений. На ЕПГУ отображаются только налоговые задолженности, то есть налоги, не оплаченные до 1 декабря соответствующего года, и пени по ним. Налоговые начисления являются налоговой тайной, и не могут передаваться на ЕПГУ – такова позиция Федеральной налоговой службы. Тем не менее техническая возможность оплаты налогов на ЕПГУ существует, и она реализована. Как воспользоваться сервисом мультиоплаты для погашения налоговых начислений, сообщается ниже.

В ближайшее время с помощью сервиса мультиоплаты можно будет также оплатить:

  • штрафы ГИБДД;
  • штрафы за нарушения правил парковки, накладываемые региональными ведомствами (например, в Москве – МАДИ, ГКУ АМПП);
  • судебные задолженности (задолженности, переданные для взыскания в Федеральную службу судебных приставов).

3. Последовательность выполнения операции мультиоплаты на примере погашения налоговой задолженности

Для выполнения операции по мультиоплате необходимо авторизоваться на ЕПГУ.

На главной странице портала отображается информер начислений по налоговой задолженности.

При клике на информер мы видим список начислений. С помощью чекбоксов выбираем те из них, которые собираемся оплатить.

После нажатия кнопки «Оплатить» отображается страница выбора способа оплаты. При наличии ранее сохранённых реквизитов банковских карт можно выбрать ту, с которой и будет производиться платеж.

В этом случае достаточно указать CVC/CVV2 код – комбинацию из трех цифр на обратной стороне карты.

Если сохранённых карт нет, придётся ввести все реквизиты банковской карты: её номер, срок действия и CVC/CVV2 код.

Далее отображается информация о банке, через который будет выполнена операция. При оплате начислений в пользу государственных ведомств комиссия за платёж не взимается.

Затем потребуется подтвердить операцию мультиоплаты при помощи 3DS-аутентификации, если эта процедура предусмотрена банком, выпустившим карту.

После успешной авторизации операции в ленте уведомлений в личном кабинете гражданина на ЕПГУ отображаются проведённые платежи. Каждый из платежей, входящих в мультиоплату, направляется в Федеральное казначество и обрабатывается по отдельности каждым ведомством, получающим платёж. Поэтому в Личном кабинете пользователя они отображаются по отдельности с возможностью распечатки чека для подтверждения каждого платежа.

4. Почему в рамках одной операции нельзя оплатить начисления, поступившие от разных ведомств?

При проведении оплаты банковской картой каждой операции присваивается MCC-код (англ. Merchant Category Code — «код категории продавца»), который применяется при взаиморасчётах банка-эмитента, банка-эквайера и платёжной системы. В соответствии с Налоговым кодексом при проведении оплаты налогов в бюджет комиссия с операции не взимается. В связи с этим оплата налогов и налоговых задолженностей выполняется по различным MCC-кодам в соответствии с классификацией, используемой платёжными системами.

5. В чем отличие мультиоплаты на ЕПГУ от оплаты нескольких товаров в интернет-магазине?

В интернет-магазине получателем денежных средств выступает сам магазин, поэтому операция (упрощённо) представляет собой перевод денег со счёта банковской карты покупателя на счёт магазина при участии посредников – например, банков.

При оплате через ЕПГУ у каждой задолженности есть свой получатель – территориальное подразделение соответствующего органа власти. Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ банк обязан передать в государственную информационную систему государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП) информацию об оплате задолженностей, поэтому банку-эквайеру (т.е. банку, принимающему деньги гражданина на ЕПГУ) необходима информация по каждому начислению, входящему в мультиоплату, чтобы передать факт оплаты в ГИС ГМП и отправить платёжное поручение в Центробанк РФ.

Ещё одна примечательная особенность – при проведении операции мультиоплаты происходит выбор банка-эквайера по следующим критериям:

  • операция будет проведена через банк, который готов взять наименьшую комиссию за операцию;
  • если несколько банков готовы провести операцию с одинаковой минимальной комиссией, выполняется случайный равновероятный выбор;
  • если к ЕПГУ подключён банк – эмитент карты, то именно он выполняет эквайринг.

6. Как происходит мультиоплата на ЕПГУ?

Проведение операции оплаты на ЕПГУ состоит из следующих шагов:

  • выбор начислений для оплаты;
  • выбор способа оплаты;
  • авторизация операции платежа;
  • отправка распоряжения на оплату в банк-эквайер;
  • сверка с банком-эквайером.

Прежде всего пользователь выбирает начисления для мультиоплаты. Данные о штрафах, налоговых, судебных задолженностях от информационных систем ГИБДД, ФНС, ФССП поступают на ЕПГУ посредством СМЭВ.

Далее необходимо ввести реквизиты банковской карты, при этом для оплаты можно использовать ранее сохранённую карту.

После инициирования операции оплаты в платежной инфраструктуре ЕПГУ создается платёж в начальном статусе, а пользователь перенаправляется на страницу ввода реквизитов банковской карты.

Платёж обрабатывается в предпроцессинговом центре, защищённом согласно стандартам безопасности данных индустрии платёжных карт PCI DSS. Для каждого банка-эквайера, подключенного к платёжной инфраструктуре ЕПГУ, в предпроцессинговом центре создаются терминалы (отдельные терминалы под каждый MCC-код).

Авторизация операции выполняется в два шага:

1. После ввода реквизитов банковской карты предпроцессинговый центр отправляет запрос к платёжной инфраструктуре ЕПГУ, где определяется банк-эквайер (правила определения эквайера перечислены в п. 6). Поскольку при выборе банка-эквайера необходимо проверить, есть ли среди подключённых к ЕПГУ банков эмитент карты, в составе запроса от предпроцессинга к платежной инфраструктуре отправляется БИН карты (девятизначный код, который идентифицирует кредитное учреждение, выпустившее карту). Полученная информация о банке-эквайере отображается пользователю.
2. После того, как пользователь нажимает кнопку «Оплатить» на странице с информацией о банке-эквайере, предпроцессинговый центр осуществляет информационный обмен с банком-эквайером по авторизационному каналу. Протокол обмена зависит от авторизационной системы на стороне банка-эквайера.

В случае выполнения оплаты по ранее сохранённой карте шаг с определением банка-эквайера выполняется ещё на этапе отображения страницы выбора способов оплаты (так как БИН карты заранее известен), поэтому авторизация операции проходит в один шаг. При переходе на страницу ввода реквизитов карты ЕПГУ передает сведения о выбранном банке-эквайере, а пользователю остается ввести CVC/CVV2 код.

После получения от банка-эквайера подтверждения авторизации операции предпроцессинговый центр уведомляет об этом платёжную инфраструктуру ЕПГУ, которая в свою очередь переходит к этапу отправки распоряжений на оплату в банк-эквайер. Распоряжения на оплату отправляются для каждого начисления, входящего в мультиоплату. Отправка распоряжения на оплату в банк выполняется по унифицированному формату по каналам СМЭВ. Распоряжение содержит полный набор реквизитов, необходимых для формирования платёжного поручения согласно приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н. Форматы взаимодействия платёжной инфраструктуры ЕПГУ и банков-эквайеров реализованы таким образом, что оплата одного начисления является частным случаем мультиоплаты – в банк-эквайер при оплате единственного начисления уйдет только одно распоряжение на оплату.

Банк-эквайер при получении распоряжений на оплату должен передать в ГИС ГМП (по каналам СМЭВ) сведения о фактах платежей по каждому начислению, а также осуществить отправку платёжных поручений согласно правилам Центробанка. Для того, чтобы банк-эквайер мог сопоставить распоряжения на оплату начислений, входящих в мультиоплату, и данные по авторизации операции по карте, все распоряжения на оплату содержат единый номер транзакции по банковской карте.

После передачи данных по платёжным поручениям (на следующие сутки) банк-эквайер отправляет в платежную инфраструктуру ЕПГУ информацию о статусе исполнения распоряжений на оплату для осуществления сверки.

7. Как организована обработка ситуаций, требующих возврата денежных средств

Сервис предусматривает возможность возврата денежных средств по платежу в случае неверно указанных ведомством реквизитов для оплаты начисления. При возникновении такой ситуации из Центрального Банка РФ в банк-эквайер поступит информация о невозможности исполнения платёжного поручения, после чего инициируется возврат денежных средств на карту плательщика. Если данное начисление было оплачено в составе мультиплатежа, осуществляется операция возврата части суммы, соответствующей неисполненному распоряжению. Платёжная инфраструктура ЕПГУ получает информацию о невозможности исполнить распоряжение на оплату в составе сверки от банка-эквайера.

8. Как оплатить одной операцией налоги до того, как они превратились в задолженности

И в завершении рассказываем, как выполнить оплату налоговых начислений через ЕПГУ до того, как они превратятся в задолженность. Для начала вам необходимо войти в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС https://lkfl.nalog.ru/lk/. Вход можно выполнить при помощи подтвержденной учётной записи ЕПГУ или с использованием пароля, выдаваемого в отделении ФНС. В разделе «Начислено» вам предложат выбрать начисления к оплате. Далее необходимо нажать «Онлайн-оплата».

На следующем шаге выберите способ оплаты – Госуслуги.

После чего вы оказываетесь в уже знакомом интерфейсе мультиоплаты ЕПГУ.

9. Заключение

Сегодня ЕПГУ – это единое окно доступа более чем к 27 000 федеральных, региональных и муниципальных услуг в электронном виде, которыми пользуются примерно 65 миллионов россиян. ЕПГУ предлагает поиск услуг в каталоге, личный кабинет с сохранением истории операций и обращений, интерактивные информеры по штрафам и задолженностям.

На ЕПГУ можно оплатить госпошлины и штрафы ГИБДД со скидками 30% и 50%, соответственно, с помощью банковских карт, со счёта мобильного телефона и через сервисы WebMoney и “Яндекс.Деньги”.

Для получения госуслуг в электронном виде необходимо зарегистрироваться в ЕСИА, заполнив анкету и подтвердив свою личность в любом центре обслуживания пользователей.

Об авторе: Дмитрий Чуркин, руководитель дирекции федеральных проектов «РТ Лабс»