Проект плана мероприятий по развитию информационной инфраструктуры для цифровой экономики, над которым, работали 112 экспертов и 50+ компаний, предусматривает изменения 114 отраслевых нормативно-правовых актов, 124 «мероприятия бизнеса» и 85 «мероприятий государства». Документ представили заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев и член рабочей группы направления Дмитрий Петров («Мегафон») в понедельник в Москве на пресс-конференции, посвященной планам реализации программы «Цифровая экономика России».
Алексей Козырев напомнил, что работы по направлению «Информационная инфраструктура» в соответствии с дорожной картой предусматривают три основные задачи: обеспечение в России повсеместного доступа в Интернет, строительство с учетом растущих объемов информации необходимого количества центров обработки данных и формирование цифровых платформ для обработки этих данных.
Центром компетенций по инфраструктурному направлению является ПАО «Ростелеком». Вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Борис Глазков сообщил, что план мероприятий по информационной инфраструктуре предполагает финансирование в размере 433 миллиардов рублей на три года. Большая часть из них — 299 миллиардов рублей — потребуется на создание гибридной системы связи (это означает спутниковый доступ к Интернету в местах, где нецелесообразна прокладка ВОЛС – ред.), уточнил он.
По словам Козырева, гибридная система связи необходима для обеспечения связи на труднодоступных территориях и с небольшой численностью населения, она позволит состыковать спутниковые и наземные сети связи и обеспечит надежную связь по всей России.
По информации Бориса Глазкова, без учета гибридной системы связи на реализацию остальных мероприятий на три года предусмотрено 134 миллиарда рублей, из них бюджетных средств — 106,8 миллиарда рублей (38 миллиардов в 2018 году, 34,3 миллиарда в 2019 году и 34,5 миллиарда в 2020 году). При этом в настоящее время бюджетом предусмотрено 14,5 миллиарда рублей на 2018 год, 14,8 миллиарда рублей на 2019 год и 12,6 миллиарда рублей на 2020 год.

Предполагается, что проект будет рассмотрен на заседании подкомиссии по цифровой экономике при Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, которое состоится 5 декабря.
Напомним, основные цели направления «Информационная инфраструктура» определены в тексте программы «Цифровая экономика»:
1. Сети связи удовлетворяют потребности экономики по сбору и передаче данных граждан, бизнеса и власти с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями.
2. Отечественная инфраструктура хранения и обработки данных обеспечивает предоставление гражданам, бизнесу и власти доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг, в том числе позволяет экспортировать услуги по хранению и обработке данных.
3. Разработаны и функционируют цифровые платформы работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти.
В дорожной карте по реализации программы приведены цели, задачи, вехи и сроки по каждому из направлений.
Так, в соответствии с дорожной картой, в течении первого года действия программы должны быть:
- разработана Генеральная схема развития сетей связи на период 2018-2024 гг.;
- разработана Концепция создания и развития сетей 5G/IMT-2020;
- определен перечень дополнительных мер стимулирования инвестиционной активности операторов для развития сетей связи на основе передовых технологий;
- разработана Генеральная схема развития инфраструктуры хранения и обработки данных;
- сформирован план внедрения цифровых инфраструктурных платформ в ключевых отраслях экономики;
- сформирована дорожная карта создания инфраструктуры сбора, хранения и обработки пространственных данных, включая сведения о движущихся объектах.
К 2020 году ожидаемые результаты реализации дорожной карты таковы:
- создан дополнительный механизм стимулирования инвестиционной активности операторов связи для развития сетей связи на основе передовых технологий;
- созданы механизмы координации развития инфраструктуры хранения и обработки данных;
- создана система сертификации ЦОД, способствующая обеспечению устойчивости, безопасности и экономической эффективности их функционирования;
- данные, в том числе государственные, доступны для использования в цифровых платформах;
- создана единая геодезическая инфраструктура, необходимая для задания, уточнения и распространения государственных и местных систем координат;
- создана Единая электронная картографическая основа (ЕЭКО) и государственная информационная система ведения ЕЭКО.
Проект плана детализирует эту структуру до уровня мероприятий с указанием сроков исполнения, ответственных исполнителей, контрольных событий и организаций-исполнителей по каждому мероприятию.
По некоторым задачам состав вех и, соответственно, мероприятий, расширен по сравнению с дорожной картой.
Так, при создании цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти планом предполагаются работы по развитию информационных систем государственной цифровой платформы предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В соответствии с планом, эти работы включают мероприятия по «развитию и эксплуатация электронного правительства как цифровой платформы» в 2018-2020 годах. В первом квартале 2018 года планируется разработать концепцию и оценить перспективы использования Автоматизированной омниканальной системы взаимодействия с пользователями (АОС ВП) и до конца года разработать систему.
Наименование мероприятия | Начало | Конец | Контрольные события |
Разработка и пилотирование АОС ВП для государственной цифровой платформы предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг в электронном виде | 06.2018 | 12.2018 | АОС ВП разработана, интегрирована с тремя внешними информационных систем |
Внедрение АОС ВП для всех систем государственной цифровой платформы предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг в электронном виде | 11.2018 | 03.2019 | АОС ВП интегрирована со всеми информационных систем государственной цифровой платформы предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг в электронном виде |
Поддержка АОС ВП для всех систем государственной цифровой платформы предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг в электронном виде в 2019-2020 годах | 01.2019 | 12.2020 | Обеспечена возможность обращения пользователей в службу технической и информационной поддержки посредством АОС ВП |
Как сказано в проекте плана, внедрение АОС ВП позволит существенно повысить качество технической и информационной поддержки граждан и снизить операционные затраты.
Общественное обсуждение проекта плана продлится до 11 декабря.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена в конце июля 2017 года.
Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
Программа определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:
- нормативное регулирование;
- кадры и образование;
- формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
- информационная инфраструктура;
- информационная безопасность.
В дальнейшем программу планируется дополнить отраслевыми проектами. Такие проекты, в соответствии с программой, предусмотрены, в частности, в области здравоохранения, умных городов и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность.
Для управления развитием цифровой экономики формируется «дорожная карта», которая по основным направлениям включает описание целей, ключевых вех и задач программы, а также сроков их достижения. На базе «дорожной карты» формируется план мероприятий, содержащий описание мероприятий, необходимых для достижения конкретных «вех» программы, с указанием ответственных за выполнение мероприятий, источников и объемов финансирования. План мероприятий будет утверждаться на три года, что предполагает его ежегодное обновление.