10 октября опубликовано распоряжение Правительства РФ об утверждении концепции перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов в систему федеральных и региональных центров обработки данных (ЦОД). Проект концепции подготовила Минкомсвязь России.
Что предлагает концепция
Главное – это создание системы ЦОД в виде сети федеральных и региональных центров, связанных резервированными магистральными каналами связи с высокой пропускной способностью в единый катастрофоустойчивый кластер. Трафик этого кластера не должен выходить за пределы Российской Федерации.
Планируется, что до 2021 года пользователями системы ЦОД станут федеральные и региональные государственные органы, государственные организации и органы местного самоуправления.
Система ЦОД будет предоставлять инфраструктурные (ресурсы машинных залов, стоек, серверов и их обслуживание) и «облачные» услуги – аренду виртуальных серверов, типового и специализированного программного обеспечения, сервис резервного копирования данных.
Система ЦОД должна быть создана до конца января 2016 года и, сказано в концепции, будет управляться одним оператором, который должен быть определен правительством до конца 2015 года. Существующие ЦОД, принадлежащие ведомствам, должны быть переданы в эксплуатацию или в управление оператору системы.
Согласно концепции, на оператора системы будет возложены и функции по организации перевода информационных ресурсов пользователей на использование системы центров обработки данных.
Пользователи системы ЦОД
В концепции определены следующие группы пользователей системы ЦОД:
- федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им учреждения и государственные внебюджетные фонды;
- органы власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- государственные корпорации;
- государственные компании, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В первую очередь, по мнению авторов концепции, на использование системы ЦОД должны перейти федеральные и региональные органы исполнительной власти, которые используют в основном сторонние центры обработки данных. Органы власти и прочие государственные организации, эксплуатирующие собственные ЦОД, будут перемещать свои информационные системы в централизованную систему по мере завершения сроков полезного использования соответствующей ИКТ- инфраструктуры, а также вывода из эксплуатации программного обеспечения центров обработки данных.
Как сказано в документе, переход федеральных ведомств на использование мощностей и услуг системы ЦОД будет происходить по согласованным с Минкомсвязью планам.
Переход силовых ведомств, а также органов государственной власти, не относящихся к федеральным органам исполнительной власти, на использование системы центров обработки данных будет носить рекомендательный характер и осуществляться по согласованию с ними.
Предполагается, что средства ведомств, запланированные на модернизацию и развитие государственных информационных ресурсов, переводимых в систему ЦОД, должны быть переданы Минкомсвязи.
Оператор системы ЦОД, сроки, цена
Согласно концепции, до конца текущего года должен быть определен оператор системы – им станет, по сведениям Экспертного центра электронного государства, ООО «Национальные дата-центры», совместное предприятие «Ростелекома» и «Интер РАО ЕЭС» (ЦОДы, согласно концепции, должны строиться «в непосредственной близости от мощных генерирующих станций с возможностью прямого подключения к ним» авторы мотивируют это соображениями физической безопасности – электростанции защищены, под защиту можно взять и находящийся рядом ЦОД). Ещё в мае 2015 года на конференции «Информационное общество-2015: вызовы и задачи» в Челябинске представитель «Национальных дата-центров» презентовал проект строительства ЦОД, соответствующий описываемой концепции.
До конца января 2016 должна быть создана сама система, а к июню 2016 года предполагается создание стенда тестирования программных и технических решений и перевод на использование системы ЦОД всех информационных ресурсов не менее трех органов государственной власти, использующих в основном для размещения IT-систем услуги сторонних организаций.
До конца 2016 года предполагается разработать план перевода информационных систем и ресурсов пользователей в систему центров обработки данных.
В течении 2017-2019 годов планируется перевод в систему ЦОД информационных систем и ресурсов тех государственных органов, которые используют сторонние ЦОД, в течение 2018-2020 годов – государственных органов, у которых есть собственные ЦОД, а до 2021 года — информационных ресурсов государственных корпораций и компаний с государственным участием.
Стоимость реализации концепции неизвестна, но приблизительная оценка доступна. В августе «Коммерсант» оценивал в 40 миллиардов рублей проект строительства ЦОД компании «Национальные дата-центры». Для сравнения: по оценкам авторов концепции, суммарные затраты одних только федеральных органов исполнительной власти на развитие собственных объектов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (включая проектирование и строительство центров обработки данных, закупку и монтаж оборудования) в 2015-2017 годах планируются в размере 102 миллиардов рублей.
Координация работ
Концепция возлагает на Минкомсвязь функции независимого контроля качества деятельности оператора, ведения каталога услуг оператора системы ЦОД и фонда алгоритмов и программ, аккредитации поставщиков «облачных» услуг, экспертизы финансово-экономических обоснований стоимости услуг, аттестации программно-технических решений, используемых оператором системы центров обработки данных и поставщиками «облачных» услуг, учета размещаемых в системе ЦОД информационных ресурсов и систем и потребляемых вычислительных, телекоммуникационных ресурсов и ресурсов хранения, обеспечение функционирования ситуационного центра контроля и поддержки принятия решений системы центров обработки данных.
Минкомсвязь будет следить и за ценами на услуги оператора системы – предполагается, что рост стоимости услуг системы ЦОД не будет превышать индекс рост потребительских цен.
Минкомсвязь также наделяется полномочиями по осуществлению методической поддержки процесса перехода на использование системы центров обработки данных.
Концепцией предполагается создание коллегиального органа (в который могут включаться представители ведомств-пользователей системы), отвечающего за выработку конструкторских требований, выработку методологии и одобрение планов перехода на использование системы центров обработки данных, одобрение предельных тарифов на услуги оператора системы.