Постановлением правительства РФ от 28 октября 2017 №1312 «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций» утверждено положение о системе мониторинга.
Положение определяет назначение, цель, задачи и принципы создания и развития государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, её структуру, порядок обеспечения доступа к системе мониторинга, правовой режим информации и программно-технических средств системы мониторинга, требования к её технологическим, программным и лингвистическим средствам, правила информационного взаимодействия с иными информационными системами, а также порядок защиты информации, содержащейся в системе мониторинга.
Оператором системы назначено Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН).
Напомним, работа над системой мониторинга была начата в 2015 году. В феврале 2016 президент России поручил данному ФСБ, Генеральной прокуратуре, Минюсту, Минкомсвязи, Роскомнадзору, ФАДН совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по организации мониторинга информационных угроз в Интернете.
Система обеспечивает «формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики», говорится в положении. Стратегия до 2025 года, напомним, утверждена указом президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666.
Цели и задачи системы
Как следует из положения, цели создания и функционирования системы мониторинга таковы:
а) обеспечение условий для решения задач, направленных на своевременное выявление конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
б) обеспечение возможности оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях;
в) принятие эффективных управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики.
В документе перечислен обширный список задач системы мониторинга. Так, одной из основных задач является проведение мониторинга в Интернете (средства массовой информации, блоги и социальные сети, экспертные оценки, данные социологических опросов и прочие открытые (публичные) источники) конфликтных межнациональных и межконфессиональных ситуаций.
Система должна собирать и обрабатывать данные о событиях, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями, включая автоматическое (без участия оператора) выделение информационных поводов, отслеживание роста аудитории выделенных информационных поводов и передача их в отработку на муниципальный уровень «на основании превышения критериев роста аудитории»; оценивать, анализировать и прогнозировать возникновение угроз межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
В задачи системы также входит оповещение о таких угрозах; «поддержка профилактики» расовой, национальной, религиозной или языковой дискриминации; оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики и т.д.
Устройство и принципы работы
Положение определяет, что создание, функционирование и развитие системы мониторинга осуществляется по принципу «приоритетного использования информационно-телекоммуникационных технологий» при сборе, обработке, хранении и обмене информацией. Полнота и достоверность данных в системе обеспечивается в том числе за счет применения электронной подписи должностного лица, уполномоченного вводить данные в систему. Сказано также о преимущественном использовании свободного ПО.
Система мониторинга состоит из федерального сегмента и региональных сегментов. Региональные сегменты «формируются самостоятельно субъектом Российской Федерации путём проведения настроек системы мониторинга под специфику органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и подключения автоматизированных рабочих мест к системе мониторинга».
Обмен информацией между пользователями системы осуществляется в электронной форме по защищённым каналам связи.
Информационное взаимодействие в рамках системы мониторинга осуществляется в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Информационный обмен между федеральными органами исполнительной власти в системе мониторинга осуществляется на основании межведомственного соглашения об информационном обмене.
Информация и её поставщики
Сведения для системы мониторинга поставляют МВД, Минюст, Минкультуры, Минобрнауки, ФСО и Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Доступ к системе мониторинга предоставляется уполномоченным служащим федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Их идентификация и аутентификация осуществляются с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Срок хранения данных, введённых в систему, составляет 75 лет. Затем она подлежит уничтожению, сказано в документе.
Оценка работы
Отчитываясь в апреле 2017 года на коллегии ФАДН, глава агентства Игорь Баринов заявил, что система мониторинга ФАДН дает возможность «отслеживать в Интернете публикации националистического характера и возможные последствия от того или иного происшествия, которое может эскалироваться и привести к возможным криминальным событиям, разборкам, конфликтам на экономической почве, которые могут принимать межнациональную окраску».
Доступ к системе мониторинга, заметил он, «в пилотном режиме предоставлен 84 субъектам РФ». Объектами мониторинга «являются свыше 25 миллионов информационных ресурсов, что позволяет на ранних стадиях выявлять организацию мероприятия с этноконфессиональной составляющей от полутора тысяч человек». В прошлом году, по его словам, «было выявлено около 200 ресурсов, где размещались материалы с признаками экстремизма, в отношении целого ряда выявленных конфликтных ситуаций ФАДН информировало ФСБ, МВД, глав регионов для оперативного реагирования».
Между тем курирующий межнациональные вопросы заместитель главы АП Магомедсалам Магомедов одним из главных недостатков работы агентства назвал «незавершенность ввода системы мониторинга». «Это должен быть механизм предотвращения возможных конфликтов, — отметил он. — Но введение системы в пилотном режиме не отвечает этой задаче». По словам Магомедова, «во многих регионах говорят, что система не стала инструментом в изучении ситуации, межнациональные отношения там предпочитают изучать, используя свои источники».