Минздрав разработал порядок организации и оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий

726

На официальном портале правовой информации опубликован приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 № 965н “Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий”.

Приказ, напомним, является подзаконным актом к принятому в июле 2017 года федеральному закону №242-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья”. Закон вступил в силу с 1 января 2018 года.

Разработанные Минздравом правила применения телемедицинских технологий обязательны для исполнения медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и включают порядок организации и оказания медпомощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой и с пациентами и (или) их законными представителями.

Правила устанавливают, что при дистанционном общении друг с другом врачи могут получать а) заключение медицинского работника сторонней медицинской организации по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации; б) протокол консилиума врачей по тем же вопросам.

Дистанционное общение с пациентами нужно для а) профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; б) принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).

ЕГИСЗ
Закон №242-ФЗ кроме телемедицины регулирует использование Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), которая до этого времени уже развивалась, но юридически была оформлена только приказом Минздрава 364 от 28.04.2011 и, по сути, оставалась вне правового поля.

Согласно закону, ЕГИСЗ предоставляет гражданам услуги в сфере здравоохранения в электронном виде через Единый портал госуслуг (ЕПГУ). Это означает, что основным ресурсом, через который будут предоставляться связанные с медициной электронные сервисы для граждан, является личный кабинет пациента «Моё здоровье» на ЕПГУ.

Правила описывают виды, условия и формы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

Так, например, для проведения консультаций «врач-врач» участники дистанционного взаимодействия должны проходить идентификацию в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). При этом врачи должны быть внесены в Федеральный регистр медицинских работников, а организации, участвующие в процессе, зарегистрированы в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). По результатам консультации оформляется медицинское заключение, которое направляется в электронном виде лечащему врачу; либо обеспечивается дистанционный доступ лечащего врача к медицинскому заключению и сопутствующим материалам.

В случае общения «врач-пациент» пациент тоже должен использовать ЕСИА, если консультация получается по программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В целом же телемедицинская помощь должна оказываться с использованием ЕГИСЗ, медицинских информационных систем медицинской организации, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг (иные информационные системы).

Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий может оказываться в любых условиях: вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно, говорится в документе.

Во время консультации «врач-пациент» врач может выписать электронный рецепт, назначить дополнительные обследования, выдать е-справку – но лишь «при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приёме». Если пациент до этого не был на очном приёме, медицинское заключение «может содержать рекомендации пациенту … о необходимости проведения предварительных обследований в случае принятия решения о необходимости проведения очного приёма».

Также по результатам очного приема врач может назначить дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента. Дистанционное наблюдение осуществляется с использованием ЕГИСЗ, и (или) государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, и (или) медицинских информационных систем, и (или) иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг.

Во время дистанционного наблюдения врач получает данные о здоровье пациента от различных медицинских устройств или с помощью ручного ввода данных; также врачу могут направляться сообщения от пациентов, операторов медицинских систем, медработников. Все данные обрабатываются, показатели состояния здоровья контролируются, информация заносится в электронную медицинскую карту пациента. В правилах указано, что лечащий врач, назначивший дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, обязан обеспечить «экстренное реагирование при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений».

Документирование консультации с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Все материалы должны быть внесены в электронную медкарту.