В их числе – централизация технической политики, облачные сервисы, использование российского программного обеспечения и СПО, единая сеть передачи данных для госорганов и система ЦОД. В результате, полагает Минкомсвязь, бюджет сэкономит 15 миллиардов рублей.
Приоритетные направления IT-развития ориентированы на «сервисный подход к обеспечению информационно-телекоммуникационной инфраструктуры». По сути речь идёт об аутсорсинге IT-систем федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в «облако». В 2016 году планируется проведение пилотного проекта по переходу на использование системы ЦОД в четырёх ФОИВ.
По оценке регулятора, за счет постепенного отказа от закупки оборудования и снижения себестоимости услуг системы ЦОДов в 2015-2017 годах только ФОИВ могут сэкономить 10,2 миллиарда рублей федерального бюджета.
2. Использование типовых информационно-технологических сервисов и единой сети передачи данных, а также системы центров обработки данных.
3. Использование российских информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения.
4. Защита информации, содержащейся в государственных информационных системах, и обеспечение информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами.
5. Повышение качества и обеспечение доступности государственных информационных ресурсов, в том числе в форме открытых данных.
Предложения Минкомсвязи во вторник докладывались на заседании правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Они основываются на необходимости координировать разработку IT-систем в интересах федеральных органов исполнительной власти.
Постановление правительства от 24 мая 2010 г. N 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» возлагает на Минкомсвязь роль координатора всех государственных мероприятий по информатизации – с целью контроля разумности финансирования, качества проектирования систем и используемых технологий, а главное, достижения целей создания государственных IT-систем. Как сообщает Минкомсвязь, в 2013-2015 годах оценены более 1200 проектов по информатизации на общую сумму 308 миллиардов рублей, при этом 300+ проектов общей суммой 205 миллиардов рублей отклонены, а стоимость одобренных проектов в результате согласования снижалась по сравнению с первоначальной.
На 2016 год объем средств на информатизацию составляет 107,6 миллиарда рублей, на текущий момент Минкомсвязь согласовала проекты на 28,7 миллиарда рублей.
Но не все расходы на IT Минкмсвязь может контролировать – чуть ли не половина проектов финансируется по другим статьям расходов, а именно 241 («Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям») и 611 («Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)»). Минкомсвязь оценивает финансирование IT-проектов по этим видам расходов в сумму 100 миллиардов рублей. Целесообразность и качество таких IT-проектов регулятор контролировать не может.
Напомним, двумя месяцами ранее счетная палата раскритиковала работу МКС в части координации ведомственной информатизации.
В результате проверки были обнаружены такие нарушения со стороны Минкомсвязи, как затягивание сроков принятия документов, договора на работы, фактическим исполнителем которых стала подведомственная организация, а также многочисленные нарушения сроков утверждения планов информатизации.
Есть и еще одно препятствие — в соответствии с упомянутым постановлением, финансироваться могут только те мероприятия по информатизации, которые включены в утвержденный план. Но на деле это положение не работает, т.к. не предусмотрен механизм блокировки выделения бюджетных средств на IT-проекты в случае отсутствия утвержденного плана информатизации государственного органа на текущий год.
Как следствие, координировать информатизацию в государственных структурах невозможно. Председатель правительства Дмитрий Медведев сказал по этому поводу: «Не все планы ведомств по информатизации соответствуют требованиям, которые установлены, либо они выполняются не так, как это требуется. Есть проблемы с совместимостью информационных систем, которые используются различными органами власти. Не везде осуществляется переход с импортного программного обеспечения на российское, хотя мы договаривались о том, что мы таким образом будем действовать там, где, конечно, это возможно».
Последнее важно не только из-за технологической зависимости, но и по экономическим соображениям. По данным Минкомсвязи, ежегодные затраты государственных органов на приобретение лицензионного программного обеспечения (операционные системы, системы управления базами данных, пакеты офисных приложений, системы виртуализации, программное обеспечение информационной безопасности и другие) достигают почти 20 миллиардов рублей, это 20% общего бюджета на государственную информатизацию.
Для преодоления этих проблем МКС предлагает поправки к упомянутому 365 постановлению, среди которых двухэтапная подготовка планов информатизации в увязке с бюджетным процессом (без плана информатизации бюджетные средства на IT-проекты выделяться не должны), сокращение сроков рассмотрения планов информатизации Минкомсвязью и др.