Из заключенных регионами контрактов на государственную программу «Информационное общество» (на общую сумму 1,440 млрд. рублей) 1,198 млрд. рублей соответствуют целям предоставления субсидии, 242 миллиона рублей (17%) – не соответствуют. Такие выводы содержатся в докладе Минкомсвязи по результатам произведенной проверки отчетности за III квартал 2014 года по субсидиям, выданным субъектам РФ в 2014 году из федерального бюджета на реализацию проектов с целью развития информационного общества в регионах.
Эти данные были предоставлены d-russia.ru участниками состоявшегося в четверг заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В предыдущей версии доклада, опубликованной неделю назад на портале участников, приводились другие цифры — из общей суммы в 1 миллиард рублей — 384 миллиона рублей соответствуют целевому использованию субсидий, 420 миллионов рублей – не соответствуют, 252 миллиона соответствуют частично.
Контракты считаются не соответствующими цели, если они, например, направлены на закупку мебели и оргтехники для МФЦ, на капитальный ремонт МФЦ, обучение сотрудников и некоторые другие цели, говорится в докладе. Также были выявлены контракты на перевод в электронную форму услуг, не включенных в соглашения по использованию субсидий между Минкомсвязью и субъектами РФ.
Представители некоторых регионов, которые Минкомсвязь сочла ответственными за нецелевое расходование субсидий, сообщили D-Russia.ru, что в основном на «нецелевые», по мнению Минкомсвязи, мероприятия расходовались не средства, полученные из федерального бюджета, а деньги региональных бюджетов, выделенные на софинансирование госпрограммы «Информационное общество».
Также регионы сообщили, что тема «нецелевого» расходования этих средств была подробно освещена лишь в середине ноября на специальной видеоконференции. В то же время, еще в июле Минкомсвязь направила в регионы письмо с перечнем мероприятий по переводу услуг в электронную форму с критериями достижения целей этих мероприятий и провела видеосовещание на эту тему.
В докладе также содержится оценка хода заключения субъектами Российской Федерации контрактов на реализацию проектов в рамках «освоения» субсидий. Так, согласно докладу, по результатам III квартала (по состоянию на 29 октября 2014 года) девять регионов вообще не заключили контрактов – Республика Хакасия, Красноярский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Иркутская область, Свердловская область, Ульяновская область, Ненецкий автономный округ. Если эти субъекты РФ не заключат контракты до конца года, им придется вернуть средства субсидий в федеральный бюджет.
Однако, по результатам проведенного D-Russia.ru исследования объявленных конкурсных процедур и заключенных контрактов, по состоянию на середину октября, Республика Хакасия уже заключила контракты на реализацию «Информационного общества» на 33% от запланированных средств, Красноярский край на 17%, Хабаровский край на 30%, Амурская область на 95%, Архангельская – на 24%, Иркутская – на 100%, Свердловская на 100%, Ульяновская на 2%, а Ненецкий АО контрактов не заключил.
Это подтверждают и опрошенные Экспертным центром электронного государства регионы. Представители регионов, включенных в число «отстающих» по освоению средств, подтвердили информацию о том, что приведенные в докладе Минкосмвязи данные не вполне соответствуют действительности.
В министерстве информатизации и связи Красноярского края D-Russia.ru сообщили, что все необходимые контракты заключены еще в октябре. В Ульяновской области по состоянию на конец октября заключены контракты на 73% объема полученной субсидии. Из Амурской области сообщили, что контракты на основную сумму субсидий заключены еще в первом полугодии и в сентябре. В министерстве транспорта и связи Свердловской области утверждают, что контракты заключены в начале ноября. Представители Архангельской области сообщили, что заключение контрактов началось еще в октябре. Ненецкий автономный округ подтвердил, что контракты не заключались до конца октября. Тем не менее, согласно рейтингу Минкомсвязи, представленному в докладе, округ занимает почетное пятое место.
В свою очередь, представители Минкомсвязи полагают, что своевременная подача информации и отчетных материалов по использованию субсидий входит в сферу ответственности регионов, так как это предусмотрено заключенными соглашениями и отмечают, что представленная на заседании подкомиссии информация носит предварительный, «упреждающий» характер.
Напомним, что при распределении субсидий в приоритетном порядке рассматривались проекты по двум направлениям: 1) повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах и 2) обеспечение возможности получения обозначенных услуг в электронной форме. D-Russia.ru об этом уже писал.
Согласно докладу Минкомсвязи, субсидии потрачены правильно, если они направлены на:
- финансирование приоритетных направлений, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 19 августа 2013 г. N 215
- обеспечение реализации требований к АИС МФЦ, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376
- выполнение условий соглашения
- реализацию перечня мероприятий, направленного письмом Минкомсвязи России от 10.07.2014 № ОП-П8-12236
- не дублируют расходы, профинансированные из средств межбюджетных трансфертов Минэкономразвития России (постановление Правительства РФ от 17 января 2014 № 36).
Кроме того, повторим, должны быть выполнены определенные качественные и количественные требования, перечисленные ниже.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к расходованию субсидий, осуществляется возврат денежных средств субсидии в федеральный бюджет в соответствии с условиями, установленными соглашением региона с Минкомсвязью.
Приводятся в докладе и результаты оценки эффективности проектов, реализуемых регионами за счет федерального субсидирования.
Согласно докладу, полностью показатели эффективности по первому направлению использования субсидий — повышение качества услуг посредством внедрения АИС МФЦ – выполнили только два региона, а именно Республика Калмыкия и Челябинская область. Еще четыре региона (Республики Мордовия и Северная Осетия, Хабаровский край и Ханты-Мансийский автономный округ) выполнили проекты на 70 и более процентов.
Эффективность оценивалась по показателям «Доля функционирующих МФЦ, оснащенных АИС МФЦ, в %» и «Количество пакетов документов на получение услуг, переданных всеми МФЦ субъекта РФ в органы, предоставляющие услуги, с использованием АИС МФЦ в электронной форме».
По второму направлению – обеспечение возможности получения услуг в электронной форме – по оценке Минкомсвязи на 100% с достижением заявленных в соглашениях целей справились пять регионов. Это Республика Дагестан, Алтайский край, Кемеровская, Новгородская и Омская области. На 70% и более справились еще четыре региона, считает Минкомсвязь.
По второму направлению оценивались такие показатели, как «Доля услуг, предоставляемых в электронной форме, от общего количества услуг, в %» и «Доля документов, являющихся результатом предоставления услуг, в электронной форме, доступных через личный кабинет на едином портале и /или региональном портале, подключенном к ЕСИА, в %».
В общем рейтинге реализации проектов в рамках субсидий, подготовленном Минкомсвязью, первые пять мест занимают Республика Мордовия, Новгородская область, Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика и Ненецкий автономный округ.
«Окончательные выводы по использованию федеральных средств делать преждевременно, так как срок завершения проектов – 1 июня 2015 года. На подкомиссии были подведены промежуточные результаты. Информация, доведенная до регионов, носит упреждающий характер», — пояснили D-Russia.ru в пресс-службе Минкомсвязи. По словам официального представителя министерства, расходование регионами субсидий «будет осуществляться как в форме камеральных, так и в форме ревизионных проверок». Информацию для оценки правильности использования субсидий Минкомсвязь намерена получать не только от регионов, но и от «Ростелекома».
Справка
Конкурсный отбор на право получения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации, ежегодно проводится Минкомсвязью в рамках госпрограммы «Информационное общество (2011 — 2020 годы)».
В соответствии с госпрограммой, на эти цели ежегодно с 2012 года выделяется 560 миллионов рублей. В конкурсе участвуют проекты, направленные на развитие механизмов электронного правительства в регионах. Субъекты представляют на рассмотрение проекты по двум приоритетным направлениям: первое — повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах, второе — обеспечение возможности получения обозначенных услуг в электронной форме.
Субсидии даются на условиях софинансирования из региональных бюджетов. При этом для одного субъекта объем средств, предоставляемый из федерального бюджета, не может превышать 30 миллионов рублей и 50% от общей стоимости реализации проектов.
Требования, предъявляемые к результатам реализации проектов, направленных на развитие информационного общества в субъектах Российской Федерации, финансируемых в рамках субсидий из федерального бюджета
По направлению «Многофункциональные центры»:
- Взаимодействие с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), ГИС «Государственные и муниципальные платежи» (ГИС ГМП), инфраструктурой Универсальной электронной карты
- Доступ к электронным сервисам органов государственной власти (ОГВ) и органов местного самоуправления ОМС)
- Интеграция с региональными порталами государственных услуг (РПГУ)
- Интеграция с электронной очередью
- Формирование электронных комплектов документов, заверяемых УКЭП
- Поддержка принятия решений о возможности, составе и порядке формирования межведомственного запроса
- Поддержка формирования комплекта документов для представления в ОГВ, ОМС;
- Хранение сведений об истории обращений заявителей
- Автоматическое распределение нагрузки между работниками МФЦ
- Использование электронной подписи
- Доступ заявителя к информации о ходе предоставления услуг
- Формирование статистической и аналитической отчетности по итогам деятельности МФЦ за отчетный период
- Поддержание информационного обмена между МФЦ и привлекаемыми организациями
- Интеграция с ГИС Центра телефонного обслуживания
Требования по направлению «обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (письмо от 10.07.2014 № ОП-П8-12236):
- Обеспечение идентификации и аутентификации пользователей через ЕСИА на РПГУ
- Создание пунктов подтверждения личности пользователей ЕСИА
- Создание пунктов регистрации пользователей ЕСИА
- Обеспечение учёта фактов предоставления услуги в электронной и в традиционной форме
- Обеспечение доступа Заявителей к сведениям об услуге и порядке ее предоставления
- Обеспечение предварительной записи Заявителя на прием в ОГВ
- Обеспечение возможности подготовки и отправки Заявителем заявлений на предоставление услуги в электронной форме
- Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления услуги, в ОГВ
- Обеспечение возможности для Заявителя оплатить государственную пошлину за предоставление услуги, и иные платежи
- Межведомственное информационное взаимодействие
- Направление результата предоставления услуги Заявителю
- Направление Заявителю сведений о ходе предоставления услуги в Личный
- Кабинет на ЕПГУ
- Обеспечение возможности для Заявителя оценить качество предоставления услуги
- Интеграция регионального портала госуслуг (РПГУ) с информационно-платёжным шлюзом (ИПШ)
- Интеграция РПГУ, АИС МФЦ и ведомственных АИС ОГВ с Личным кабинетом ЕПГУ
- Интеграции АИС МФЦ со СМЭВ через РСМЭВ.
- Интеграция АИС МФЦ с ЕСИА
- Интеграция АИС МФЦ с ФГИС Досудебного обжалования
- Обеспечение возможности обжалования решений, действий (бездействия),
совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг