Минюст подготовил семь приказов во исполнение закона об онлайн-нотариате

Для общественного обсуждения опубликованы семь разработанных Минюстом проектов приказов, подготовленных во исполнение принятого в конце 2019 года закона о введении онлайн-нотариата в РФ.

Федеральный закон от 27.12.2019 №480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает перечень и порядок совершения нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронной форме, то есть удалённо, без личной явки обратившегося лица к нотариусу.

К таким действиям будут отнесены: свидетельствование верности перевода документа на другой язык; передача электронных документов физическим и юридическим лицам; принятие в депозит безналичных денежных средств; совершение исполнительной надписи для взыскания задолженности в бесспорном порядке; обеспечение доказательств в виде осмотра информации в сети Интернет; выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества и др.

Закон вступит в силу с 29 декабря 2020 года — по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением ряда положений, которые вступили в силу со дня официального опубликования.

Проекты приказов, представленные в понедельник Минюстом для обсуждения, перечислены ниже.

Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата

Как сказано в пояснительной записке, положения проекта приказа предусматривают ведение нового реестра единой информационной системы нотариата (ЕИС) реестра нотариальных действий, совершённых удалённо, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, а также нового нотариального действия по удостоверению равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.

В реестре нотариальных действий, совершённых удалённо, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, отражаются сведения о нотариальных действиях, совершаемых в электронной форме, в том числе: удостоверение удалённо равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу; принятие удалённо на хранение электронного документа (пакета электронных документов); выдача находящегося ‎на хранении электронного документа (пакета электронных документов).

Учитывая расширение сферы совершения нотариального действия в электронной форме, в этих же реестрах при регистрации нотариальных действий предусмотрено указание сведений о способе выдачи нотариально оформленного документа лицам, от имени или по поручению которых совершено нотариальное действие. В случае выдачи документа ‎в электронной форме указывается вид отделяемого машинного носителя (CD/DVD — ROM, флэш-карта или иное устройство, используемое ‎для хранения информации), либо адрес электронной почты.

Наряду с изложенным во всех реестрах, где предусмотрен раздел «особые отметки», унифицирован подход к составу сведений, которые отражаются в данном разделе, в частности, это могут быть сведения о совершённом нотариальном действии, которые нотариус считает необходимым отразить при регистрации и которые не могут быть отражены в других разделах реестра.

Об утверждении Порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации

Проект приказа определяет порядок установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных (ЕБС), их проверку в ЕБС и передачу из ЕБС информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ при отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений относительно личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий личность, то есть при личной явке к нотариусу.

Предусмотренная проектом приказа проверка возможна только в случае наличия сведений о заявителе в единой системе идентификации ‎и аутентификации (ЕСИА), а также в ЕБС.

Нотариус устанавливает личность физического лица на основании получения с использованием ЕИС сведений, содержащихся об этом лице в ЕСИА и информации о результатах проверки соответствия представленных биометрических персональных данных физического лица ‎его биометрическим персональным данным, содержащимся в ЕБС.

Для проведения проверки нотариус с использованием технических средств обеспечивает сбор биометрических персональных данных гражданина, соответствующих видам данных, содержащимся в ЕБС.

В случае получения нотариусом положительного результата проверки соответствия представленных биометрических персональных данных физического лица его биометрическим персональным данным, содержащимся в ЕБС, нотариусу представляется информация о проверяемом лице, содержащаяся в ЕСИА: фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения (число, месяц, год); адрес места жительства (регистрации); реквизиты основного документа, удостоверяющего личность; страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии).

Если же результат проверки отрицательный, «нотариус получает только информацию о результатах такой проверки, при этом информация о степени взаимного соответствия не предоставляется».

Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа

Результатом совершения в электронной форме нотариальных действий удаленно и удостоверения сделки с привлечением двух и более нотариусов являются нотариальные документы в электронной форме.

В связи с указанными новеллами, а также в целях объединения и унификации требований к форматам электронных документов, установленных приложением 1 к проекту приказа Минюста России «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата» подготовлен проект приказа Минюста России, «Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа».

Проектом приказа уточняются форматы электронных документов, изготавливаемых нотариусом, а также устанавливается возможность изготовления нотариусом с использованием ЕИС электронного документа в виде связанных между собой файлов в форматах XML и PDF.

О внесении изменений в Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2014 № 78

Как поясняют авторы документа, изменения совершения нотариальных действий потребовали дополнения Правил нотариального делопроизводства положениями, касающимися правил формирования номенклатурных дел при совершении соответствующих нотариальных действий и порядка ведения и хранения ведущихся каждым нотариусом на бумажном носителе приложений к электронным реестрам регистрации нотариальных действий единой информационной системы (реестр нотариальных действий, совершенных удалённо, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью, реестр регистрации уведомлений о залоге движимого имущества).

Проект приказа предусматривает формирование сведений об отказе в совершении нотариальных действий. В этих целях предлагается регламентировать правила ведения в электронной форме журнала регистрации постановлений об отказе в совершении нотариальных действий и ввести форму такого журнала.

О внесении изменений в Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.2017 № 156

Федеральный закон № 480-ФЗ внёс изменения, предусматривающие, в том числе: ведение нового реестра ЕИС; совершение нотариальных действий удалённо; удостоверение сделок двумя и более нотариусами; введение новых нотариальных действий. Также положениями 480-ФЗ перечень информации, необходимой при совершении исполнительной надписи о взыскании задолженности или истребования имущества, дополнен документом, подтверждающим передачу (перечисление) заёмщику денежных средств или передачу ему других вещей, в том числе расписки, платежного поручения с отметкой банка плательщика об исполнении, выписки из банковского счета получателя, приходно-расходного ордера.

Для реализации положений 480-ФЗ подготовлен проект приказа Минюста России «О внесении изменений в Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объём информации, необходимой нотариусу ‎для совершения нотариальных действий, и способ её фиксирования, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации ‎от 30.08.2017 № 156».

Кроме того, исходя из позиций, изложенных в пункте 3 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утверждённого президиумом Верховного Суда РФ от 25.12.2019, уточнён объём информации, необходимой при удостоверении решения единственного участника общества с ограниченной ответственностью, и способ фиксации полученной информации.

В связи с особенностью совершения нотариального действия удалённо по принятию на хранение электронного документа (пакета электронных документов) и выдачи указанного электронного документа (пакета электронных документов) проектом приказа регламент дополнен разделом, предусматривающим объём и источник информации, необходимой для совершения нотариального действия и способ её фиксирования.

Учитывая введение федеральным законом № 480-ФЗ нового нотариального действия по удостоверению равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу, в регламент внесены положения, касающиеся объёма, источника информации, необходимой для совершения нотариального действия и способ её фиксирования.

Проектом приказа определены правила фиксирования в реестре регистрации нотариальных действий и (или) ЕИС, либо реестре нотариальных действий, совершённых удалённо, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, ЕИС информации об отсутствии заявителя в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Об утверждении Порядка представления информации о нотариальном документе и формате её размещения на документе с использованием машиночитаемой маркировки

Проект приказа определяет процедуру формирования на нотариальном документе машиночитаемой маркировки, проверки информации о нотариальном документе посредством ЕИС и формат размещения машиночитаемой маркировки на нотариальном документе.

Согласно проекту приказа машиночитаемая маркировка будет формироваться средствами ЕИС и отображаться на нотариальном документе при его печати на бумажном носителе. Проектом приказа определено место размещения машиночитаемой маркировки. Сведения, содержащиеся в маркировке, и нотариальные документы, на которых она размещается, установлены положениями федерального закона № 480-ФЗ.

Для проверки информации, содержащейся в маркировке, заинтересованное в проверке лицо должно считать маркировку с использованием имеющихся у него технических устройств (фотофиксация, сканирование). Дальнейшая проверка маркировки обеспечивается средствами ЕИС. При этом информация о способах проверки имеющего маркировку нотариального документа должна быть размещена ‎на официальном сайте оператора ЕИС.

В результате проверки информации, содержащейся в маркировке, заинтересованному лицу предоставляются сведения о подтверждении или не подтверждении информации о нотариальном документе. Дополнительные сведения, содержащиеся в нотариальном документе, ‎не предоставляются в целях сохранения нотариальной тайны и защиты прав субъектов персональных данных.

Об утверждении порядка взаимодействия нотариусов с единой информационной системой нотариата при удостоверении сделки двумя и более нотариусами 

Положения проекта приказа регламентируют порядок взаимодействия нотариусов при создании проекта сделки в электронной форме с использованием специализированного сервиса ЕИС.

Проект приказа определяет формирование нотариусами в специализированном сервисе ЕИС паспорта сделки, содержащего сведения о нотариусах, участвующих в удостоверении сделки, информацию об участниках сделки, уникальный идентификатор сделки, вид и текст сделки с удостоверительной надписью, дату и время удостоверения сделки, а также электронные документы, необходимые ‎для удостоверения сделки.

Взаимодействие участников сделки и нотариусов, участвующих в удостоверении сделки, обеспечивается средствами ЕИС ‎с использованием видеоконференцсвязи.

Подробнее о законе

Новым видом нотариального действия, которое будет совершаться в электронной форме, является удостоверение равнозначности электронного документа электронному документу, изготовленному в ином формате (то есть при конвертации документа из одного формата в другой, например из PDF в Word или в JPEG). Равнозначный документ изготавливается нотариусом путём преобразования представленного заявителем электронного документа посредством изменения формата (конвертации), и имеет ту же юридическую силу, что и оригинал.

Законом закрепляется, что нотариус сможет принимать на хранение документы не только в бумажном виде, но и в электронном. Электронные документы будут храниться в ЕИС.

Для удалённого совершения нотариального действия заявитель должен направить нотариусу через ЕИС (либо через портал Госуслуг) заявление, удостоверенное усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением документов в электронной форме. Нотариус проверяет электронную подпись и не позднее пяти рабочих дней после оплаты изготавливает нотариальный документ в электронной форме. По просьбе заявителя нотариальный документ может быть выдан и на бумажном носителе.

Федеральной нотариальной палатой будет обеспечиваться возможность представления по запросу заявителя в круглосуточном режиме сведений об открытии наследственного дела через Интернет. Ещё одна новелла — наделение нотариуса правом при отсутствии у гражданина документа, удостоверяющего личность, или при наличии сомнений в личности гражданина, предъявившего документ, устанавливать его личность посредством единой биометрической системы.

Нотариусу предоставляется право получать:

  • от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, – сведения о номерах банковских счетов, вкладах (депозитах), наименованиях и местах нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых были открыты банковские счета, вклады (депозиты) наследодателя (в связи с ведением наследственного дела);
  • от Пенсионного фонда РФ – сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета физического лица, о размере пенсии, недополученной наследодателем.
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: