Ключевые вопросы реализации Стратегии создания единого цифрового рынка в Европе к началу 2017 года

225

Авторы: Анна Дупан, директор Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики», к.ю.н.; Юлиана Бикбулатова,  научный сотрудник Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики»

Глобальная экономика становится цифровой, и этот процесс происходит с большой интенсивностью. Бесспорным является тот факт, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) уже вышли за рамки отдельной сферы науки и техники и пронизывают основные сферы экономики, государственного управления, социальной сферы.

Являясь сильнейшим драйвером роста экономики, представляя широкие возможности для развития бизнеса, создания новых рабочих мест, управления процессами в социальной сфере и других областях, ИКТ также требуют и трансформации самого общества для адекватного усвоения возможностей, которые доступны при грамотном применении новых технологий.

Как уже отмечалось специалистами, инициатива создания Единого цифрового рынка в Европейском Союзе (EC) включает в себя три блока – реформирование интернет-торговли, телекоммуникационной сферы и создание гарантий для свободного обмена информацией и цифровыми данными на территории ЕС (создание т.н. Европейского облака).

Одна из проблем, с которой столкнулся Европейский Союз, анализируя цифровой рынок, — это наличие невидимых границ, которые фактически стали препятствием движению товаров и услуг внутри ЕС. Так, по оценкам экспертов, только 15% товаров, покупаемых потребителями через Интернет, покупается из другой страны-участницы ЕС, остальной товарооборот приходится на национальный рынок. Поэтому целью создания Единого цифрового рынка (ЕЦР) в Европе стало разрушение нормативных барьеров и полный переход от 28 национальных рынков к одному общеевропейскому. Полнофункциональный ЕЦР может добавить в экономику ЕС 415 миллиардов евро в год и создать сотни тысяч новых рабочих мест.

В мае 2015 года Европейской комиссией были опубликованы 16 основных шагов реализации на пути по созданию ЕЦР, реализация которых была намечена на конец 2016 года. Как отправные точки для реализации проекта были выделены следующие направления:

  1. Облегчение доступа потребителей и бизнеса к товарам и услугам через Интернет в пределах ЕС.
  2. Создание благоприятных условий для развития цифровых сетей и услуг.
  3. Содействие максимальному повышению потенциала европейской цифровой экономики.

Так как «конец дела лучше начала его» (Библия. Книга Екклесиаст 7:8), то предметом настоящей статьи является анализ выработанных и (или) реализованных предложений по каждому из указанных выше направлений.

1. Облегчение доступа потребителей и бизнеса к товарам и услугам через Интернет в пределах всего Евросоюза

1.1. Оптимизация трансграничной сетевой торговли и защита прав потребителей

В рамках данного вопроса было запланировано разработать правила ведения трансграничной торговли (в том числе гармонизация размера возмещения ущерба при поставке бракованного товара) и гармонизировать правила заключения контрактов и защиты потребителей при покупке любого товара, физического и его электронного варианта.

В целях достижения поставленных задач 25 мая 2016 года было выдвинуто предложение по реформированию Регламента о сотрудничестве в области защиты прав потребителей в части полномочий властей:

  • запрашивать информацию у регистраторов доменов и банков с целью обнаружения ответственного продавца;
  • проводить проверки методом «тайного покупателя» для выявления географической дискриминации или несправедливых послепродажных условий;
  • санкционировать немедленное закрытие мошеннических сайтов.

1.2. Эффективная и доступная почтовая доставка

Решение данного вопроса изначально предполагало повышение эффективности, прозрачности и доступности (в том числе, финансовой) почтовой доставки, в связи с чем 25 мая 2016 года Еврокомиссия приняла предложение о Регламенте трансграничных служб доставки посылок, которое является частью комплекса мер по облегчению и защищенности купли-продажи товаров и услуг через Интернет для потребителей и компаний на всей территории ЕС. Основные элементы предложения направлены на:

  • увеличение нормативного надзора за всеми лицами, предоставляющими услуги доставки посылок;
  • повышение прозрачности ценообразования путем публикации внутренней и трансграничной стоимости набора базовых услуг;
  • требование к универсальным провайдерам услуг по обеспечению транспарентного и недискриминационного доступа третьих лиц сторонних многосторонних межгосударственных соглашений.

Кроме того, Комиссия будет публиковать обнародованный список цен универсальных поставщиков услуг для повышения конкуренции и прозрачности тарифов. Предложение дополняет законодательные инициативы саморегулированием с целью повышения качества и удобства трансграничной услуги доставки посылок, связанные с «Дорожной картой по завершению формирования Единого Рынка доставки почтовых отправлений».

1.3. Прекращение неоправданного блокирования по географическому принципу

Основной задачей в рамках данного вопроса было внесение изменений в законодательство ЕС, в том числе в Директиву об электронной коммерции и в правовые акты, на которые есть ссылка в статье 20 Директивы об услугах на внутреннем рынке, и данная задача, в основном, была решена.

В частности, было предложено регулирование геоблокировок, которое нацелено на предоставление больших возможностей клиентам: решение проблемы, когда клиенты не могли покупать товары и услуги компаний, расположенных в других странах-членах, или испытывали дискриминацию в доступе к наилучшим ценам или условиям продаж по сравнению с местными гражданами или резидентами.

Основные элементы предложения:

  • продажа товаров и услуг;
  • доступ к веб-сайтам;
  • недопущение дискриминации в оплате.

Предложение определяет конкретные условия, при которых не может быть обоснованных причин для геоблокирования или иной дискриминации по гражданству, месту жительства или местонахождению:

  • когда клиент покупает товар вроде электроники, одежды, спортивной формы или книг, трансграничная доставка которого не осуществляется продавцом;
  • когда клиент покупает электронные услуги: облачные сервисы, хранение данных, хостинг веб-сайтов;
  • когда клиент покупает услугу, которая осуществляется на базе продавца или в физическом месте оказания услуг продавца, например, номер в гостинице или аренду автомобиля.

Предложение также запрещает блокирование доступа к веб-сайтам и использование автоматической перемаршрутизации, если клиент не дал на это предварительного согласия.

Оговаривается вопрос о недискриминации платежей. В то время как продавцы сохраняют возможность свободно предлагать любой способ платежа, предложение содержит конкретное положение о недискриминации в рамках данных способов оплаты.

«Предложение о регулировании геоблокирования» опубликовано 25.05.2016 г. Предложение для Регламента Европарламента и Совета Европы по вопросам геоблокирования и другой дискриминации по национальности, месту жительства или местонахождению в пределах внутреннего рынка, а также предложение по поправкам в Регламент (ЕС) №2006/2004 и Директивы 2009/22/ЕС.

1.4. Оптимизация отношений, связанных с использованием и защитой интеллектуальной собственности

Стратегия ЕЦР предполагала улучшение доступа к цифровому контенту с одновременным совершенствованием нормативно-правового регулирования в сфере защиты авторских прав (создание эффективной системы контроля, которая предотвращала бы нарушение авторских прав в промышленных масштабах, и уточнение правил деятельности посредников в Интернете). В целях выполнения поставленной задачи Комиссия предложила обновленные правила по защите авторских прав, призванные способствовать более широкой интернет-доступности контента в рамках ЕС, с целью модернизации перечня исключений и ограничений и достижения функционального рынка интеллектуальной собственности.

Пересмотренные правила ЕС по защите авторского права состоят из Регламента и Директивы об авторском праве в условиях Единого цифрового рынка. Они также содержат предложения по реализации Марракешского Договора в законодательстве ЕС.

Целью предложений по защите авторского права в ЕС является обеспечении здорового баланса между защитой авторского права и приоритетными направлениями государственной политики в сферах образования, исследований, инноваций и удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями.

Два законопроекта были параллельно приняты к реализации в рамках закона ЕС о Марракешском Договоре:

  • облегчение доступа к публикациям для слепых, лиц с нарушениями зрения или лиц, неспособных воспринимать печатную информацию (Марракешский Договор);
  • предоставление людям с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию доступа к книгам и другим печатным материалам в удобных для них форматах.

Предложение к Директиве установит принудительное исключение, а предложение к Регламенту позволит трансграничный обмен их копиями между ЕС и третьими странами, которые являются сторонами Договора. Законопроекты будут обсуждаться Европейским Парламентом и Советом в начале 2017 года.

1.5. Сокращение нагрузки, связанной с уплатой НДС и иных налогов в сфере торговли

В сфере налогообложения Стратегия ЕЦР предполагала распространение механизма единой электронной регистрации и уплаты налога от продажи физических товаров через Интернет на товары, приобретаемые в третьих странах; установление единого порога налогообложения на уплату НДС стартапами и разрешение контроля за деятельностью поставщика страной, где он учрежден; отмену исключения на уплату НДС при импорте небольших партий товара из третьих стран.

Пакет НДС ЕЦР был опубликован 1 декабря 2016 года и предполагает поэтапное создание единой пространственной системы НДС.

В 2018 году будут введены пороговые величины (10 тысяч евро и 100 тысяч евро) для трансграничных поставок электронных услуг, чтобы помочь микропредприятиям и МСБ для реализации мини-службы «одного окна» (Mini One Stop Shop (MOSS)).

А в 2021 году в зависимости от успеха мини-службы «одного окна» для работы с электронными сервисами эта концепция будет распространена на интернет-поставки товаров и все трансграничные услуги конечным потребителям. Также в 2021 году будут отменены режим дистанционных продаж в пределах ЕС и ограничение на импорт малых партий в соответствии с обязательством по реализации единой пространственной системы НДС.

Новая служба «единого окна» (One Stop Shop (OSS)) будет распространена и на импортные товары. В отличие от сегодняшнего дня, НДС могут быть оплачены в момент продажи потребителям из ЕС продавцами или торговыми площадками. Тогда продавцы, расположенные за пределами ЕС, смогут декларировать НДС с помощью OSS. Затем эти товары смогут воспользоваться ускоренным таможенным механизмом.

Там, где OSS не используется, для импорта будет доступен второй механизм упрощения – НДС будет взиматься с потребителей при ввозе, и перевозчик будет передавать в таможенные органы простую ежемесячную декларацию

2. Создание благоприятных условий для развития цифровых сетей и услуг

2.1. Приведение правил в сфере телекоммуникаций в соответствие с заявленными целями

В рамках данного направления запланировано устранение изолированности национальных рынков, непоследовательности и недостаточной предсказуемости в регулировании на уровне ЕС; решение проблемы диапазона радиочастот; регулирование сферы проводных сетей.

14 сентября 2016 года Еврокомиссия предложила ряд мер, гарантирующих всем в ЕС наилучшее подключение к интернету для участия в цифровом обществе и цифровой экономике, в т.ч.:

  • Европейский Кодекс электронных коммуникаций: единый свод правил для услуг связи и пересмотренный регламент BEREC;
  • общие объекты широкополосной связи «Общество Гигабит»;
  • план достижения европейского лидерства в беспроводной технологии 5-го поколения (5G);
  • схема поддержки государственных органов в предоставлении ими бесплатного Wi-Fi-доступа своим гражданам.

2.2. Пересмотр нормативно-правовой базы в сфере медийных услуг

Стратегия ЕЦР предусматривала изучение вопроса о том, есть ли необходимость в изменении Директивы об аудиовизуальных медиауслугах, прежде всего, по вопросам охвата услуг, защиты несовершеннолетних и размещения рекламы, а также продвижение каталога работ европейских кино- и телестудий в платформах просмотра видео по запросу.

Новое законодательное предложение о поправках в Директиву об аудиовизуальных медиауслугах было принято Европейской комиссией 25 мая 2016 года и были проведены консультации, которые завершились в сентябре 2016 года. Цели координации ЕС:

  • обеспечение норм для формирования технологических разработок;
  • создание равных условий для появления новых аудиовизуальных СМИ;
  • сохранение культурного разнообразия;
  • защита детей и потребителей;
  • обеспечение плюрализма СМИ;
  • борьба с расовой и религиозной ненавистью;
  • гарантия независимости национальных законодателей, регулирующих СМИ.

2.3. Приведение в соответствие нормативной базы платформам и прокси-серверам, борьба с нелегальным контентом в Интернете

Решение данной проблемы предполагало устранение различий в национальных практиках (проведение анализа сетевых платформ и представление предложений о принятии дополнительных мер борьбы с нелегальным контентом). И к концу 2016 года Комиссия предложила политику в отношении онлайн-платформ, основанную на следующих принципах:

  • равные условия для сопоставимых цифровых услуг;
  • обеспечение ответственного поведения онлайн-платформ с целью защиты базовых ценностей;
  • достижение доверия, транспарентности и обеспечение справедливости;
  • сохранение открытости и недискриминационности рынков для достижения экономики, движимой данными.

2.4. Повышение доверия и безопасности в процессе оказания цифровых услуг и работы с персональными данными

Указанное направление предполагало принятие Регламента о защите персональных данных, внесение изменений в Директиву об обработке персональных данных и защите неприкосновенности частной жизни в секторе электронных коммуникаций, большинство статей которой действовали в отношении только традиционных телекоммуникационных компаний, и установление государственно-частного партнерства по кибербезопасности.

Следует отметить, что данные задачи были, в основном, решены.

Так, 5 июля 2016 года Еврокомиссия объявила о внедрении контрактного государственно-частного партнерства в области кибербезопасности и Еврокомиссия и Европейская организация по кибербезопасности (ECSO) подписали договор о партнерстве по кибербезопасности (поставлены вопросы сертификации кибербезопасности продуктов и услуг ИКТ. Ранее 4 мая 2016 года опубликован официальный текст Регламента о защите персональных данных, главная цель которого — вернуть гражданам контроль над их персональными данными, а также упростить нормативную среду для бизнеса.

10 января 2017 года Еврокомиссия выступила с законодательной инициативой ЕС, которая ориентирована на обработку персональных данных институтами и органами ЕС (а не частного сектора) и призвана привести требования по защите данных в соответствие с обязательствами, изложенными в Общих нормах ЕС по защите данных.

Первая предложенная законодательная инициатива — новый закон об электронной конфиденциальности, который должен заменить существующую Директиву по электронной конфиденциальности и подстроиться под требования Общих норм ЕС по защите данных (GDPR). Нновый закон об электронной конфиденциальности будет равно применяться во всех государствах-членах ЕС и не потребует принятия имплементирующих актов на уровне государств-членов ЕС. В целом, предлагаемый закон об электронной конфиденциальности:

  • применяется к наиболее передовым коммуникационным сервисам, предоставляющим услуги через интернет-приложения и не входившим ранее в сферу регулирования Директивы электронной конфиденциальности;
  • ограничивает использование метаданных электронной коммуникации (например, время и место звонка) поставщиками таких услуг, но позволяет использовать эти данные с соответствующего согласия клиента;
  • упрощает требование к согласию, установленное Директивой электронной конфиденциальности в отношении использования файлов cookies, и уточняет, что согласие больше не требуется для использования cookies с целью улучшения обслуживания пользователя (например, сохранение истории покупок в корзине пользователя).

Вторая предложенная законодательная инициатива ЕС ориентирована на обработку персональных данных институтами и органами ЕС (а не частного сектора) и призвана привести требования по защите данных в соответствие с обязательствами, изложенными в Общих нормах ЕС по защите данных.

3. Содействие максимальному повышению потенциала европейской цифровой экономики

3.1. Создание информационной экономики

Согласно Стратегии ЕЦР данное направление предполагает:

а) инициирование перемещения информации, за исключением случаев, когда это продиктовано соображениями защиты персональных данных и снятия ограничений по месту хранения и обработки информации;

б) изучение вопросов собственности, межоперационной совместимости, удобства использования информации и доступа к ней;

в) инициатива европейского облака (The European Cloud Initiative).

Европейская облачная инициатива будет сосредоточена на следующем (сейчас завершены консультации по ней):

  • создание Европейского облака открытой науки: надежная, открытая среда для хранения, совместного и повторного использования научных данных и результатов;
  • обеспечение Европейской инфраструктуры данных: цифровая инфраструктура мирового класса для безопасного доступа, перемещения, обмена и обработки данных в Европе;
  • облачная инициатива будет дополнена Инициативой свободного передвижения данных и Инициативой по цифровой промышленности.

3.2. Повышение конкурентоспособности через межоперационную совместимость и стандартизацию

Указанная задача предполагала, во-первых, включение национальных каталогов информационно-коммуникационных стандартов и спецификации совместимости в общеевропейский каталог, во-вторых, подготовку сводного плана стандартизации, определение ключевых приоритетов с акцентом на критичные для ЕЦР технологии и сферы, например, отраслевую совместимость, а также на стандарты в таких областях, как здравоохранение, транспорт, окружающая среда и энергетика.

При решении данной задачи Комиссия сконцентрировалась на стандартах и интероперабельности важнейших аспектов Единого цифрового рынка, таких как здравоохранение, транспорт, планирование и энергетика.

«Скользящий план 2016 года по стандартизации ИКТ, с приложениями» является результатом совместной работы с основными заинтересованными сторонами в области стандартизации на базе Многосторонней платформы по стандартизации в области ИКТ (Multi-Stakeholder Platform on ICT Standardisation). План предлагает подробную информацию о международных условиях по каждой норме.

3.3. Предоставление равных возможностей для всех в электронном обществе

Указанная задача предполагала необходимость совершения следующих действий:

а) инициировать пилотный проект по принципу однократности для бизнеса и граждан, изучить перспективы создания на уровне ЕС электронного сейфа;

б) полный переход к электронным закупкам к октябрю 2018 года;

в) представить новый План действий электронного правительства на 2016–2020 гг., который будет предусматривать достижение совместимости реестров юридических лиц, запуск пилотного проекта применения принципа однократности, объединение европейского и национальных порталов для работы по тематике единого цифрового шлюза, ускорение полного перехода к электронным закупкам и совместимым электронным подписям.

План действий электронного правительства на 2016–2020 гг. должен предусмотреть достижение совместимость реестров юридических лиц, запуск пилотного проекта применения принципа однократности, объединение европейского и национальных порталов для работы по тематике единого цифрового шлюза, ускорение полного перехода к электронным закупкам и совместимым электронным подписям.

Реализация Плана даст гарантии, что предприятия и граждане должны будут предоставить свои данные государственным администрациям «только один раз». Эта мера «однократности» позволит сэкономить к 2017 году около 5 миллиардов евро в год (как указано в сопроводительных материалах).

Рассматривая достигнутые результаты реализации Стратегии ЕЦР, необходимо отметить, что Еврокомиссия достаточно уверенно движется на пути к заявленным целям (16 шагов). Однако существует также мнение, что Единый цифровой рынок – это более переход к единому правовому и нормативному регулированию рынка ИКТ, но на самом деле он нуждается в формировании новых подходов к регулированию в цифровую эпоху. Это, по-видимому, следующий, качественно новый этап развития ЕЦР и всего международного киберпространства.