Карты для оплаты общественного транспорта: почему иногда очень хочется госрегулирования

133

Предлагаем вашему вниманию текст издателя сайта Roem.ru Юрия Синодова. Посвящён он ещё одному проявлению проблемы с условным названием «Российская Федерация пренебрегает очевидной выгодой централизации региональных IT-проектов».

Прочитал новость о том, что в Москве и Питере будут продавать карты с носителями «Подорожника» (используется для оплаты проезда в Санкт-Петербурге) и «Тройки» (то же самое в Москве).

В дальнейшем, и это преподносится как особое достижение, предполагается к ним добавить ещё карту «Стрелка», которая используется для оплаты поездок в Подмосковье.

На мой взгляд, реальный смысл действий чиновников – это не улучшение текущей ситуации, а попытка законсервировать плохую, которая требует немедленного исправления. Давайте поговорим о том, почему это всё очень плохо и это стоит остановить.

При оплате карточкой мы получаем следующие плюсы:

  • ускоряем движение общественного транспорта при работе без кондуктора;
  • можно устанавливать дробные тарифы, а не повышать цену скачкообразно;
  • исключаем воровство со стороны кондукторов и водителей;
  • обеляем крайне чёрный рынок пассажирских перевозок.

Есть минусы:

  • надо вкладываться в достаточно сложный IT-продукт;
  • нужно администрировать ещё один способ приёма средств;
  • нужно устанавливать терминалы для оплаты, раздавать кондукторам валидаторы;
  • нужна подкованная в IT служба безопасности, что редкость.

Есть фичи, которые можно было бы реализовать:

  • автопополнение карт проезда с привязанных банковских карт;
  • открытый интерфейс для приема платежей с «Тройки» за другие товары-услуги: парковки, торговые автоматы.

Бог с ней, с коррупцией, при создании-внедрении IT-решений для оплаты транспорта, но делать в каждом регионе свою систему оплаты в общественном транспорте — это глупость и с экономической точки зрения.

Только в московском регионе их две — несовместимость «Стрелки» и «Тройки» не объявляется чем-то удивительным, и это при маятниковой миграции между Москвой и Подмосковьем в два миллиона человек ежедневно.

Сотни людей занимаются десятками разных решений, которые делают одно и то же. Безусловно, весело сидеть на муниципальном бюджете и изобретать велосипед, но у меня есть мнение, что эти средства можно тратить более эффективно.

На мой взгляд, здесь нужно госрегулирование. Понимаю, что многие поборники «свободного рынка» (процентов 90% из которых не могут дать его определения) сделают кислую мину, но тут как раз «бешеным принтером» вполне стоит поработать).

Отрегулировать можно следующее:

«Миру» нужно добавить бесконтактный способ оплаты (вполне современная и востребованная функция, рано или поздно всё равно будет).

Транспортные компании, работающие на регулярных маршрутах, надо обязать иметь терминалы, обеспечивающие приём оплаты с этих транспортных карт (принятое питерскими властями такое решение в отношении «Подорожника» горячо приветствовалось даже моими самыми либеральными друзьями).

В принципе, это всё.

Это даст обеление рынка перевозок, статистику загруженности маршрутов и конкретных автобусов-поездов, сэкономит деньги муниципалитетов.

Если какие-то регионалы попытаются построить свой велосипед для оплаты — людей, которые этим займутся, вертикаль власти вполне может попросить очистить помещение.

Останется только решить, что делать со школьными билетами, как детей обеспечить банковскими картами «Мир» (например, детские банковские счета с зарезанным лимитом оборотов), и все тройки, пятёрки, стрелки, подорожники можно будет закрыть и перестать тратить на них деньги.

P.S. Если кому-то так уж хочется свободного рынка, то можно всё то же самое сделать не на базе карты «Мир», а на основе какого-либо уже существующего решения типа той же «Тройки» или «Подорожника», а оператором системы на честном конкурсе назначить Тинькова, Открытие, Сбер — кого угодно.

Но перестать сливать региональные бюджеты на велосипеды стоит уже сейчас. Как и делать вид, что это нормально — иметь в каждом регионе свою платёжную систему со штатом разработчиков, безопасников, интеграторов.

Какие субъекты РФ поддерживают собственные транспортные приложения
Сведения об этом можно получить на сайте уже упразднённой универсальной электронной карты (УЭК), которая, в частности, должна была служить носителем региональных транспортных приложений.

По официальным данным, на июль 2016 года УЭК использовалась для оплаты проезда в 26 регионах.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Насчет «работы без кондуктора». Для этого сперва нужна законодательная база, позволяющая создание систем с контроллерами и нормальными штрафами. Сейчас же, насколько я понимаю, Москва/Питер просто берут на себя дополнительные расходы при потере выручки из-за работа без кондукторов/турникетов. В регионах такое себе позволить никак не могут.

Comments are closed.