Предлагаем вашему вниманию текст издателя сайта Roem.ru Юрия Синодова. Посвящён он ещё одному проявлению проблемы с условным названием «Российская Федерация пренебрегает очевидной выгодой централизации региональных IT-проектов».
Прочитал новость о том, что в Москве и Питере будут продавать карты с носителями «Подорожника» (используется для оплаты проезда в Санкт-Петербурге) и «Тройки» (то же самое в Москве).
В дальнейшем, и это преподносится как особое достижение, предполагается к ним добавить ещё карту «Стрелка», которая используется для оплаты поездок в Подмосковье.
На мой взгляд, реальный смысл действий чиновников – это не улучшение текущей ситуации, а попытка законсервировать плохую, которая требует немедленного исправления. Давайте поговорим о том, почему это всё очень плохо и это стоит остановить.
При оплате карточкой мы получаем следующие плюсы:
- ускоряем движение общественного транспорта при работе без кондуктора;
- можно устанавливать дробные тарифы, а не повышать цену скачкообразно;
- исключаем воровство со стороны кондукторов и водителей;
- обеляем крайне чёрный рынок пассажирских перевозок.
Есть минусы:
- надо вкладываться в достаточно сложный IT-продукт;
- нужно администрировать ещё один способ приёма средств;
- нужно устанавливать терминалы для оплаты, раздавать кондукторам валидаторы;
- нужна подкованная в IT служба безопасности, что редкость.
Есть фичи, которые можно было бы реализовать:
- автопополнение карт проезда с привязанных банковских карт;
- открытый интерфейс для приема платежей с «Тройки» за другие товары-услуги: парковки, торговые автоматы.
Бог с ней, с коррупцией, при создании-внедрении IT-решений для оплаты транспорта, но делать в каждом регионе свою систему оплаты в общественном транспорте — это глупость и с экономической точки зрения.
Только в московском регионе их две — несовместимость «Стрелки» и «Тройки» не объявляется чем-то удивительным, и это при маятниковой миграции между Москвой и Подмосковьем в два миллиона человек ежедневно.
Сотни людей занимаются десятками разных решений, которые делают одно и то же. Безусловно, весело сидеть на муниципальном бюджете и изобретать велосипед, но у меня есть мнение, что эти средства можно тратить более эффективно.
На мой взгляд, здесь нужно госрегулирование. Понимаю, что многие поборники «свободного рынка» (процентов 90% из которых не могут дать его определения) сделают кислую мину, но тут как раз «бешеным принтером» вполне стоит поработать).
Отрегулировать можно следующее:
«Миру» нужно добавить бесконтактный способ оплаты (вполне современная и востребованная функция, рано или поздно всё равно будет).
Транспортные компании, работающие на регулярных маршрутах, надо обязать иметь терминалы, обеспечивающие приём оплаты с этих транспортных карт (принятое питерскими властями такое решение в отношении «Подорожника» горячо приветствовалось даже моими самыми либеральными друзьями).
В принципе, это всё.
Это даст обеление рынка перевозок, статистику загруженности маршрутов и конкретных автобусов-поездов, сэкономит деньги муниципалитетов.
Если какие-то регионалы попытаются построить свой велосипед для оплаты — людей, которые этим займутся, вертикаль власти вполне может попросить очистить помещение.Останется только решить, что делать со школьными билетами, как детей обеспечить банковскими картами «Мир» (например, детские банковские счета с зарезанным лимитом оборотов), и все тройки, пятёрки, стрелки, подорожники можно будет закрыть и перестать тратить на них деньги.
P.S. Если кому-то так уж хочется свободного рынка, то можно всё то же самое сделать не на базе карты «Мир», а на основе какого-либо уже существующего решения типа той же «Тройки» или «Подорожника», а оператором системы на честном конкурсе назначить Тинькова, Открытие, Сбер — кого угодно.
Но перестать сливать региональные бюджеты на велосипеды стоит уже сейчас. Как и делать вид, что это нормально — иметь в каждом регионе свою платёжную систему со штатом разработчиков, безопасников, интеграторов.
По официальным данным, на июль 2016 года УЭК использовалась для оплаты проезда в 26 регионах.
Насчет «работы без кондуктора». Для этого сперва нужна законодательная база, позволяющая создание систем с контроллерами и нормальными штрафами. Сейчас же, насколько я понимаю, Москва/Питер просто берут на себя дополнительные расходы при потере выручки из-за работа без кондукторов/турникетов. В регионах такое себе позволить никак не могут.