Идея проекта родилась в декабре 2016 года.
Мой друг, Маргарита Фокина, после участия в проекте Рамзана Кадырова «Команда» была назначена заместителем министра образования и науки Чеченской Республики. Одной из ключевых задач, поставленной перед ней, было повышение качества сдачи ЕГЭ по информатике выпускниками школ республики.
Ситуация действительно непростая – в 2016 году на сдачу ЕГЭ по информатике записалось и было допущено к сдаче всего 619 человек. На сдачу экзамена явилось 372 человека, а сдали (т.е. решили более пяти задач из 27) только 302. При этом 50 и более баллов (решено более 10 задач) набрал только 21 человек – 5% от явившихся.
Маргарита обратилась ко мне в декабре 2016 года, сразу после её назначения на должность. Решили провести летом для десятиклассников, желающих в 11 классе сдавать информатику, летнюю школу программирования, в том числе включающую подготовку к ЕГЭ. И затем в течение года продолжить их подготовку, чтобы повысить в 2018 году уровень сдачи ЕГЭ по информатике.
Выяснилось, однако, что «следующий год – долго, надо сейчас!» В феврале-марте я был свободен и предложил Маргарите приехать, чтобы на месте «собственноручно» подготовить 100-120 ребят к сдаче ЕГЭ в 2017 году. На следующий день вопрос решился, министр Исмаил Байханов одобрил затею.
Хочу отметить, что такого быстрого принятия решений в госорганах, как в Чечне, я никогда не видел. Режим благоприятствования в любых начинаниях, которые могут быть полезными республике, удивляет.
Нам дали куратора со стороны министерства, все организационные вопросы незамедлительно решались министром или его первым замом (Ильяс Тааев).
Проработка проекта началась в январе. Получили окончательные согласования, организовали мой выезд в Чечню. Решили, что берём в основном тех ребят, кто сейчас не может сдать ЕГЭ или сдаёт его очень слабо, и их готовим к экзамену. Стояла задача помочь тем, кто сейчас не готов.
Обсудили условия – безвозмездность проекта (как для участников, так и для лектора), проезд и проживание команды проекта обеспечила принимающая сторона.
К делу подключился ГГНТУ, и оно заспорилось – шикарная учебная база, отличные кабинеты (лаборатории) на 10-13 человек, оснащённые всем необходимым. Директор Института прикладных IT университета Эсмира Алисултанова выделила более 20 студентов-волонтеров для участия в мероприятии, они взяли на себя практически все организационные вопросы – логистика, вода для учеников, поддержка работы оборудования и многое другое.
Ещё один инструмент, без которого не состоялся бы проект, – портал «Решу ЕГЭ» Дмитрия Гущина. Он помог систематизировать работу с учениками и обеспечил оперативный анализ динамики обучения.
Первые занятия с учителями состоялись 16 февраля. Ещё раз скажу – такой оперативности «в госухе» я до этого ни разу не видел.
Несколько слов о методике.
На курсе было ровно 100 ребят. Их сначала протестировали (дали вариант ЕГЭ с 23 заданиями – без заданий группы C, самых сложных) и разделили на 10 групп. Первичное распределение проходило по количеству решенных при входном заочном тестировании задач. Надо сказать, что около 15% ребят решали их не сами – за некоторых ребят тест решали или их старшие братья друзья или даже учителя информатики, поэтому первичное распределение оказалось не совсем корректным. Через 2-3 дня работы «пересортировали» ребят в группах.
На входе мы получили следующую картину:
Работа строилась так: 30 минут работы с лектором (т.е. со мной), далее ребята садились решать задачи по пройденной теме с помощью учителей. Потом перерыв, после которого – тест ЕГЭ из 23 вопросов категории B, на это отводилось 1,5 часа. Затем снова отдых, после чего ещё один цикл «лектор-учителя» по 30 и 60 минут соответственно.
Интересной особенностью стали три ежедневных перерыва по 30 минут для всех учеников на намаз.
Всего предстояло 11 дней работы. Пятницы были короткими днями, из-за длинного дневного перерыва на молитву.
Таким образом, в период с 14 по 25 февраля в каждой группе прошло по 20 занятий. Ребята написали за этот период 11 контрольных работ.
Ежедневный контроль успеваемости позволял выявить темы, которые ученики усваивали хуже. Затем собирали ребят именно по тем задачам, которые им не давались, и я повторно детально разбирал тему с ними отдельно.
В заключительный день в общем лекционном зале я решил «вслух» три контрольных примера ЕГЭ по информатике, причем as is – с ошибками, описками, «зависаниями», чтобы ребята могли увидеть и решение, и «классические» ошибки экзаменуемого – невнимательность, неаккуратность, самоуверенность и пр. – и на своем экзамене были бы более внимательны.
Заранее было понятно, что у разных ребят будут разные способности к усвоению материала. Поскольку скорость подачи материала в группе зависит от самого слабого в группе, потребность в «пересборке» групп, о чём я уже упоминал, возникла уже на второй день. Ко второй рабочей неделе возникла острая необходимость кардинально изменить состав групп. Были ребята, которые на входном тесте и первые дни решали по 1-2 задачи, а к концу недели вышли на 6-7. И, наоборот, были те, которые на входе «решили» (т.е. «списали») девять, а на контрольных не решали более двух задач.
Возникли проблемы. Ребята всеми правдами и неправдами (иногда и с помощью родителей) пытались попасть в более сильную группу. В ход шло списывание, Google и другие методы. Попытки объяснить, что этим они делают только хуже себе и другим ребятам, успеха не имели. После «пересборки», когда у нас осталось девять групп (за счет увеличения числа учеников в каждой группе), назвали их именами планет Солнечной системы, в случайном порядке. Это сразу решило проблему, добавило занятиям соревновательный дух.
Важным элементом методики было преподавание задач не в той последовательности, в которой темы идут на экзамене, а в последовательности, соответствующей простоте понимания и усвоения материала. Разработанный «рейтинг сложности задач» приведен на схеме с указанием ключевых точек контроля – баллов по ЕГЭ, на которые ориентировался проект.
Учителей, работавших с группами, пригласили из разных школ республики. За каждой группой предполагалось закрепить по одному опытному и одному молодому преподавателю. Таким образом предполагали поднять уровень самих преподавателей, чтобы решать вопрос не точечно (подготовка N учеников), а комплексно (поднять уровень подготовки по ИКТ в школах республики). Но в итоге команда состояла из шести опытных учителей и 15 «молодых». Нагрузка на опытных учителей получилась огромной – им пришлось вести по две группы.
Очень важной стала работа штаба проекта. Пока я и учителя преподавали, там шла работа по корректировке расписаний, регистрации результатов ежедневного тестирования, ведению журналов, анализу «проседающих» тем, перетасовке состава групп, решению индивидуальных проблем. Это колоссальная работа, без которой проект тоже не состоялся бы. Очень помогли моя коллега и по совместительству жена Ольга Селютина, координатор проекта Маргарита Фокина. Ключевым членом штаба был также начальник отдела ИКТ Министерства образования и науки Чечни Саид-Хусаин Сулейманов, который обеспечивал нас всем необходимым – от охраны (шутка) до чая.
Говорить о результатах нашей работы пока рано – надо дождаться 19 июня, когда пройдёт ЕГЭ по информатике. Сейчас можем сказать о промежуточных итогах. В группе риска не сдать ЕГЭ осталось только 12 ребят. Выше 54 баллов (среднего показателя по стране в прошлом году) итоговый тест сдали 26 учеников.
Есть над чем работать – и продолжать обучение ребят, и совершенствовать методы экспресс-подготовки к ЕГЭ. Поэтому проект пока не окончен.
Мы с командой сейчас занимаемся оформлением полученных результатов в методические материалы. Очень надеемся, что наш опыт будет полезен тем, кто желает и готов применять нестандартные подходы подготовки выпускников школ к экзаменам, тем, кто понимает важность этого дела.