Исследование уровня готовности муниципальных образований к оказанию муниципальных услуг в электронной форме

Государственные электронные услуги становятся все более доступными их потребителям — гражданам и организациям.

Начав в 2009 году с реализации распоряжения Правительства Российской Федерации  № 1555-р, определившего перечень государственных услуг, приоритетных для перевода в электронный вид, федеральные ведомства продвинулись по этому пути дальше всех. На получение 246 федеральных услуг можно подать заявление через Единый портал государственных услуг или через ведомственные сайты. Федеральные услуги пользуются и наибольшим спросом – за 2013 год через Единый портал было оказано более 10 миллионов электронных услуг. Правда, за последний год, вследствие недостаточного контроля со стороны профильных ведомств и Правительства, качество оказания федеральных услуг несколько ухудшилось.

Субъекты Российской Федерации, оказывающие региональные государственные услуги, также достигли определенных результатов. В целом на Едином портале доступно более 6000 (в среднем  — около 70 на регион) электронных региональных услуг, за последний год это число увеличилось более чем в два раза. Активная работа над переводом услуг в электронный вид в регионах началась с 2010 года, после заседания государственного совета, посвященного этой теме. На федеральном уровне были созданы необходимые правовые,  организационные, методические и технологические основы для быстрого создания и развития механизмов электронного правительства в регионах. Как следствие, практически во всех регионах были созданы межведомственные координационные органы, координирующие процессы перехода на оказание государственных услуг в электронном виде и организации межведомственного взаимодействия, определены ответственные заместители глав регионов, принята необходимая нормативная база, а профильные органы исполнительной власти региона были наделены соответствующими полномочиями. Получили дополнительный импульс процессы информатизации органов власти и развитие инфраструктуры передачи данных.

В результате этой работы, помимо конкретных числовых показателей, связанных с электронными услугами, само понятие «оказание услуг в электронном виде» перестало вызывать реакцию отторжения и производить впечатление чего-то нереалистичного, а, напротив, укоренилось в сознании и сотрудников органов власти, оказывающих услуги, и высшего руководства регионов.

В ряде субъектов федерации в эту деятельность были вовлечены и органы местного самоуправления. Их представители включались в состав региональных межведомственных комиссий, для муниципальных служащих проводились специальные обучающие программы и разрабатывались методические рекомендации. Некоторые регионы пошли еще дальше и взяли на себя организацию перевода муниципальных услуг в электронный вид, начиная с разработки перечней типовых муниципальных услуг с одинаковыми для всех муниципалитетов региона названиями и регламентами оказания, разработки единых (для региона и входящих в него муниципалитетов) информационных систем и заканчивая субсидиями и включением мероприятий по переводу муниципальных услуг в электронный вид в региональные целевые программы.

Тем не менее, отсутствие координации, должной организационной и методической поддержки органов местного самоуправления, как со стороны федеральных ведомств, так и со стороны региональных органов власти, привело к тому, что на текущий момент деятельность по организации представления муниципальных услуг в электронном виде осуществляется либо по инициативе региона, либо наиболее «продвинутыми» муниципалитетами самостоятельно.

В то же время, по оценкам экспертов, до 70% услуг, оказываемых органами власти населению, относится к муниципальным услугам.
Таким образом, одним из основных факторов, обеспечивающих исполнение Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ от 27.07.2010 г, является готовность муниципалитетов в плане инфраструктуры, кадровой обеспеченности и других факторов к оказанию услуг в соответствии с требованиями закона.

С целью выявления уровня готовности инфраструктуры муниципальных образований (МО) к оказанию муниципальных услуг в электронной форме Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) совместно с Экспертным центром электронного государства в августе-сентябре 2013 года провела опрос руководителей и специалистов органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока

В опросе участвовали представители 62 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока из 21 субъекта Российской Федерации (далее по тексту – субъект РФ), в том числе: 18 центров субъектов РФ, 11 муниципальных районов и 33 города регионального подчинения с численностью от 3,8 тысяч до 324 тысяч жителей. Широкий спектр участвовавших в опросе муниципальных образований, различающихся по географическому расположению, численности населения, видам производственной деятельности, позволил оценить и проанализировать ситуацию, которая сложилась при оказании муниципальных услуг в электронном виде в органах местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока.

Основные выводы исследования
Аналитическая записка

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Исправьте ошибки:

    Государственные электронные услуги становится все более доступными их потребителям

    … услуги.. становЯтся…

    В пердпоследнем абзаце — ошибка в слове «самоуправле6ния»

Comments are closed.