Интернет-сервисы должны обеспечить защиту прав потребителя и прекратить вымогательство персональных данных – поручения президента РФ

124

В четверг 25 мая по итогам заседания президиума госсовета 18 апреля президент РФ поручил (поручения опубликованы в пятницу 26 мая) до 1 сентября 2017 года разработать и утвердить Стратегию государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. Поручения президента предусматривают, в частности, специальные меры защиты прав российских граждан и принадлежащих им данных.

До 1 декабря правительству поручено «обеспечить внесение в законодательство» Российской Федерации изменения, определяющие перечень недопустимых, несправедливых, нарушающих права потребителей условий договоров для реализации принципа защиты слабой стороны договора в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Слабая сторона
«Слабая сторона» – юридический термин, используется для обозначения субъекта частных правоотношений, который фактически обладает меньшими [по сравнению с другой стороной (сторонами) соглашения] возможностями для реализации и защиты своих прав и, следовательно, нуждается в предоставлении законодателем дополнительных средств правовой защиты,

Публичные предложения российскому пользователю онлайн-сервисов как отечественных, так и зарубежных компаний в большинстве случаев делают гражданина не просто слабой, а фактически бесправной стороной соглашения. Например, оферта «безобидного» приложения для хранения в смартфоне дисконтных карт cardsmobile.ru содержит пункт «Настоящее соглашение может быть изменено компанией в одностороннем порядке без какого-либо специального уведомления пользователя» – при том, что компания претендует на доступ к реквизитам банковских карт.

Также к 1 декабря 2017 должны быть законодательно обеспечен запрет «на понуждение потребителя к предоставлению персональных данных» под угрозой отказа в совершении сделки (в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством и не связано с целью продажи товара, выполнения работы или оказания услуг). За нарушения такого запрета должна быть предусмотрена административная ответственность.

Опыт США
В этой связи напомним о недавнем решении Конгресса США отменить правила Федеральной комиссии по коммуникациям, которая запретила провайдерам продавать пользовательские данные третьим сторонам. В администрации Дональда Трампа поддержали это решение, считая, что несправедливо вводить ограничения только против провайдеров, в отличие от других компаний, работающих в Интернете, таких как Google и Facebook.

Введенные осенью 2016 года правила запрещают провайдерам, в число которых входят крупнейшие телекоммуникационные компании США — AT&T, Comcast, Verizon Communications, продавать данные о пользователях. Согласно правилам, интернет-провайдерам необходимо получить согласие потребителя, прежде чем использовать для рекламы и маркетинга данные о геолокации, финансовую информацию, историю посещения веб-страниц и пр.

До 1 сентября 2017 года правительству РФ необходимо разработать предложения о расширении информации о продавце и о товарах, которая обязательно должна быть предоставлена потребителям на сайтах продавцов и агрегаторах (и в соответствующих мобильных приложениях).

До 1 сентября 2017 года должны быть разработаны предложения по развитию государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, включая мобильное приложение. Необходимо предусмотреть и дополнительные меры, направленные на просвещение потребителей об их правах и способах их защиты, а также на получение информации о лицензиях, сертификатах и иных документах, подтверждающих соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемых к товарам (услугам) и продавцам (исполнителям, агрегаторам).

Также к сентябрю президенту должны быть представлены предложения по выявлению и ограничению доступа к сайтам, используемым для совершения мошеннических действий («фишинговые» сайты), в том числе в сфере персональных данных (т.е. сервисов, выманивающих эти данные у пользователя под видом предоставления каких бы то ни было услуг, но не предоставляющих таковых).

Правительству с целью совершенствования системы досудебного урегулирования споров по вопросам защиты прав потребителей поручается, в частности, к 1 декабря 2017 года создать «систему досудебного урегулирования споров по вопросам защиты прав потребителей и развитию института независимой экспертизы качества товаров и услуг, предусмотрев участие в этой работе общественных объединений, ассоциаций (союзов) потребителей».

На заседании президиума Госсовета такое предложение поступило от Роспотребнадзора, оно связано с ростом числа обращений граждан по поводу нарушения прав потребителей интернет-магазинов и интернет-сервисов.

К 1 ноября 2017 года Банку России поручено разработать порядок блокировки сайтов, «используемых для совершения мошеннических действий на финансовом рынке». (На заседании президиума Госсовета глава Центробанка Эльвира Набиуллина, напомним, говорила о том, что ЦБ не может оперативно блокировать фишинговые сайты, находящиеся за пределами национального сегмента Интернета).

В соответствии с поручениями, меры по профилактике нарушений прав потребителей в цифровой сфере должны быть предусмотрены в программе «Цифровая экономика».