Государственная закупка ПО. Опыт США

789

Ниже приведены некоторые, далеко не полные, но тем не менее важные сведения об американском опыте поддержки национальных производителей программного обеспечения. Ранее мы публиковали аналогичные материалы о бразильском  и китайском опыте.

Редакция D-Russia.ru благодарит Ассоциацию разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», которая подготовила публикацию.

Регулирование государственных закупок

Два самых важных и наиболее часто встречающихся закона, регулирующих госзакупки в США, – The Buy American Act (BAA) и The Trade Agreements Act (TAA). ВАА применяется к закупкам товаров стоимостью выше 3 тысяч долларов, предназначенных для использования на территории США. При этом Buy American Act не применяется к закупкам, регулируемым Trade Agreements Act. На практике большинство закупок товаров, включая серийные изделия,  регулируются именно Trade Agreements Act. В частности, это касается «информационных технологий».

Так, 23 января 2004 года президент США подписал The Omnibus Appropriations Bill (Pub.L. No. 108–109), который освободил госзакупки информационных технологий от ограничений, наложенных Buy American Act. Благодаря этому нововведению иностранный софт при госзакупках должен рассматриваться на равных основаниях с американской продукцией. Тем не менее, это исключение имеет на практике ограниченное действие, так как реально Buy American Act не применяется к закупкам IT. Их регулирует Trade Agreements Act.

Trade AgreementsAct (ТАА)

ТАА требует, чтобы продукты и услуги, происходящие из страны, связанной с США торговым соглашением (designated country), рассматривались при госзакупках наравне с продуктами, произведенными в США. ТАА разрешает покупать только конечные продукты американского производства или произведенные в одной из указанных стран. Речь идет, например, о таких странах, как Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Израиль, Чили, Канада, Австралия, страны ЕС и др. Это страны, подписавшие соглашения World Trade Organization Government Procurement Agreement, Free Trade Agreement или менее развитые страны. Однако таких экспортеров IT-продукции, как Индия, Бразилия, Китай, Россия, в этом списке нет. Таким образом, закон ставит барьер для доступа к государственным закупкам программных продуктов из данных стран.

Определение страны происхождения товара

«Изготовленный в США конечный продукт» (US-made end product) – это продукт, который добыт, изготовлен или произведен в США, либо (2) существенно переработанв США в новый предмет торговли, названием, характеристиками или назначением отличающийся от исходного. Продукт страны, с которой у США заключено торговое соглашение, определяется аналогичным образом.

«Существенная переработка» (Substantial Transformation)

Многие определения страны происхождения строятся на том, имела ли место «существенная переработка» продукта. Определение понятия «существенная переработка» может представлять сложную задачу, которая должна решаться самостоятельно для каждого отдельного случая.

Бюро таможенного и пограничного контроля США (Customs) имеет право определять страну происхождения для целей госзакупок, для взимания импортных пошлин и маркировки продуктов. Customs оказывает содействие в решении вопросов определения страны происхождения. Подрядчик или поставщик, которому нужно заявить страну происхождения для целей государственных закупок, может запросить в Customs либо “консультативное постановление”, либо “окончательное решение” в отношении конкретных продуктов или класса(ов) продуктов.

“Существенная переработка” для Trade Agreements Act не определяется строго по стоимости или проценту содержания американских компонентов в продукте, но по «совокупности обстоятельств».

Например, при определении страны происхождения компьютерного оборудования, Customs обычно отмечает страну, в которой была собрана аппаратная часть, и страну, где было разработано и загружено программное обеспечение. Исследуется совокупность обстоятельств. В большинстве случаев, это стоимость, действия по сборке и программирование. Например, изделия, собранные в США из иностранных комплектующих с установленным на них американским ПО, будут признаны «отечественными» продуктами как претерпевшие «существенную переработку». А карманный компьютер, собранный в Канаде из иностранных компонентов, на который загружено ПО канадского производство, – претерпел «существенную переработку» в Канаде.

В консультативном постановлении HQ H192146 от 8 июня 2012 года рассматривается страна происхождения программного обеспечения, не загруженного ни на один материальный носитель или устройство. Установлено, что существенная переработка произошла в стране, где осуществлялась «сборка программного обеспечения» (software build), которая описана как «процесс методичного конвертирования файлов исходного кода в автономные линии, программы и подпрограммы программного объектного кода, который может выполняться с помощью компьютера».

В нашем распоряжении также пример определения страны происхождения программных продуктов двух категорий: ПО для управления базами данных (ОМ) и ПО для интеграции приложений (AI). В документе Бюро таможенного и пограничного контроля США подробно описаны все этапы создания программного продуктаи указано, сколько процентов рабочего процесса приходится на каждый этап.

Отмечается, что при создании систем управления базами данных (ОМ) этапы 1, 2, 3 и 5 происходят во Франции, 4 и 6 – в Китае, этап 7 происходит во Франции или США. При этом признано, что существенную переработку, необходимую для определения страны происхождения для целей государственных закупок, продукт претерпевает именно во Франции, где превращается в новый предмет торговли с новым названием, характеристиками и назначением.

Относительно ПО для интеграции приложений (AI), этап 1 выполняется в США, Ирландии, Франции и/или Германии. Этапы 2, 3, 4 и 5 происходят во Франции и/или Германии. Этап 6 происходит в Германии. Этап 7 происходит во Франции или США. При этом установлено, что программное обеспечение «AI» существенно перерабатывается в стране, где осуществляется сборка программного обеспечения (Франция или Германия). Следовательно, страной происхождения программного обеспечения AI для госзакупок в данном случае будет Франция или Германия.

Вывод:

ПО из развитых стран, таких как Франция и Германия, имеет при госзакупках в США равные права с американским, потому что эти страны попадают под действие World Trade Organization Government Procurement Agreement.

Таким образом, опыт США может быть полезен России в отношении методики определения страны происхождения. Именно подробно описанные прецеденты, опубликованные Бюро таможенного и пограничного контроля США, могут пригодиться для российского определения «отечественного» ПО.

С другой стороны, нельзя не признать, что США дискриминирует в отношении госзакупок Китай, Бразилию, Индию и Россию – страны, способные составить США конкуренцию на рынке ПО.