В пятницу 7 июля опубликовано распоряжение правительства РФ «Об утверждении Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России». Документ, подготовленный Федеральной налоговой службой совместно с Минфином, описывает основные принципы и подходы к созданию реестра населения, его структуру, состав сведений и порядок формирования, а также содержит план реализации концепции к 2025 году.
Зачем создается система
Как сказано в документе, основная цель создания системы – совершенствование контроля за начислением и поступлением страховых взносов на счета физических лиц в пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования.
Создание федерального ресурса о населении, говорится в распоряжении правительства, позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, информационную открытость и прозрачность системы государственного и муниципального управления для граждан и в том числе обеспечить доступность для граждан информации о них, находящейся в распоряжении органов государственной власти. Кроме того, использование федерального ресурса о населении позволит исключить необходимость многократного предоставления гражданами в органы власти информации о наступлении тех или иных событий в своей жизни (вступление в брак, выход на пенсию и т.п.).
Напомним, система создается в соответствии с указом президента России от 15 января 2016 года №13, которым было поручено создать единый реестр населения РФ и объединить функции администрирования страховых сборов, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния» и по администрированию платежей в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.
Предполагается, что единый ресурс может быть использован также для:
- обеспечения органов власти и органов местного самоуправления информацией, необходимой для решения вопросов социально-экономического развития, формирования и реализации государственных и муниципальных программ и бюджетов, составления списков избирателей и иных целей госуправления, таких как организация переписей населения, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения функций, оказания социальной поддержки и др.;
- обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов органов власти и обеспечения возможности сопоставления и прослеживания изменений содержащихся в них сведений;
- обеспечения доступности гражданину сведений о нём, которые содержатся в государственных и муниципальных информационных ресурсах и на основе которых осуществляется предоставление ему государственных мер поддержки и государственных и муниципальных услуг;
- информационного обеспечения исполнения воинской и военно-транспортной обязанности граждан.
Какие сведения буду храниться
В соответствии с концепцией, хранимая в реестре информация будет состоять из двух частей – непосредственно хранимые в ресурсе сведения о физическом лице (пол, фамилия, имя, отчество и даты и места рождения и смерти ) и идентификаторы сведений (реквизиты документов) о физическом лице, хранящихся в других базовых государственных информационных ресурсах.
Для иммигрантов и эмигрантов будут также фиксироваться даты прибытия в Россию на постоянное место жительства и выезда на постоянное место жительства в другую страну.
В число идентификаторов сведений войдут:
реквизиты свидетельств о рождении и о смерти, документов, удостоверяющих личность, виды, номера и иные сведения о документах, удостоверяющих право физических лиц осуществлять определенную деятельность, идентификатор сведений о постановке на учет в налоговых органах, идентификаторы сведений о постановке на регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, идентификаторы сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского, социального страхования, идентификаторы сведений о постановке на учет в органах занятости.
Отметим, что в первой версии концепции, представленной в июле 2016 года, в реестре населения предлагалось хранить также место жительства и место пребывания, гражданство, сведения об образовании и обучении, дееспособности лица, судимости, а также персональные данные родственников (ФИО, дата и место их рождения).
В качестве основного источника сведений для создания единого информационного ресурса со сведениями о населении будет использован единый реестр записей актов гражданского состояния, разработчиком и оператором которого является Федеральная налоговая служба. Как сообщал D-Russia.ru, создание системы началось в конце 2016 года, а в январе 2017 года подведены итоги конкурса на выполнение второго этапа работ.
Кто получит доступ к реестру населения
Доступ к сведениям федерального ресурса будет предоставляться:
- совершеннолетним физическим лицам – в части сведений, относящихся к самому физическому лицу, его несовершеннолетним детям и лицам, находящимся на его иждивении;
- органам власти и местного самоуправления, организациям, осуществляющим предоставление государственных и муниципальных услуг (в части сведений, необходимых им для выполнения своих функций и предоставления государственных и муниципальных услуг);
- многофункциональным центрам оказания услуг – в части сведений, необходимых им для организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Гражданин по запросу сможет получить сведения о случаях обработки его (и его детей) персональных данных в системе. Такой доступ должен быть организован на едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Эти же сведения могут быть также использованы гражданами при обращении за государственными и муниципальными услугами с использованием ЕПГУ.
Как сказано в концепции, доступ органов государственной власти и органов местного самоуправления к персонифицированным сведениям федерального ресурса о населении осуществляется только через специализированные государственные и муниципальные информационные системы на основании регламента обмена информацией, или по запросу в установленных законодательством РФ случаях.
Предоставление сведений о конкретном физическом лице из федерального ресурса о населении осуществляется на основании межведомственных запросов, направленных с использованием СМЭВ.
При обработке запросов, направленных в федеральный ресурс о населении РФ в целях наведения справок судом (судьей), органами прокуратуры, органами дознания или следствия (и иными в соответствии с законодательством случаях), факт и цели направления таких запросов должны фиксироваться в федеральном ресурсе о населении.
При организации информационного взаимодействия федерального ресурса о населении с иными информационными системами оператором федерального ресурса о населении должны вестись журналы обмена информацией.
Откуда данные
Концепция предполагает, что федеральный ресурс о населении будет создаваться только на основании сведений уже существующих (или вновь создаваемых в будущем) государственных и муниципальных информационных систем. Непосредственное внесение в него сведений о населении, ранее не учтённых в других информационных системах, не предусматривается.
Основу ресурса о населении составят сведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, а в части иностранных граждан и лиц без гражданства – информация из информационных систем МВД. В качестве других источников будут использоваться информационный системы пенсионного фонда, федеральной налоговой службы и иные государственные и муниципальные информационные системы, в которых осуществляется регистрация фактов выдачи физическим лицам документов, определяющих их права, обязанности, постановку на учёт или наделяющих их статусом.
В концепции отмечается, что информация из иных информационных систем должна поступать в автоматизированном режиме через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
При этом каждая такая специализированная государственная и муниципальная информационная система должна функционировать децентрализованно по отношению к ресурсу и обеспечивать хранение первичных персональных данных о населении.
Цена вопроса
По предварительным оценкам, только на создание единого реестра записей актов гражданского состояния, который станет составной части единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России, понадобится 10,6 миллиарда рублей из бюджета, в том числе в 2016 году — 2,4 миллиарда рублей, в 2017 — 3 миллиарда, в 2018 — 2,9 миллиарда, в 2019 — 2 миллиарда, в 2020-м — 191,5 миллиона рублей.
Сроки и этапы
На первом этапе (2017–2018 годы) предусматривается разработка законодательных и других нормативных правовых актов, регламентирующих формирование и ведение федерального ресурса о населении, апробация подходов к формированию федерального ресурса и обмену обезличенными сведениями с федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
На втором этапе (2018–2019 годы) планируется проектирование информационной системы ведения федерального ресурса о населении, формирование требований к защите информации.
На третьем этапе (2020–2022 годы) предусматривается создание информационной системы ведения федерального ресурса о населении, его первоначальное наполнение, организация информационного взаимодействия с отдельными государственными информационными системами.
На четвёртом этапе (2023–2025 годы) предусматривается обеспечение информационного взаимодействия с государственными и муниципальными информационными системами.
Социальная и экономическая эффективность создания системы
По мнению авторов документа, создание федерального ресурса о населении позволит обеспечить:
- повышение оперативности и качества принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления;
- достоверность и актуальность информации о населении;
- оптимизацию регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;
- снижение трудовых затрат органов власти на ведение значительного числа информационных ресурсов, содержащих сведения о населении;
- переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц;
- повышение уровня межведомственного электронного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- повышение информационной открытости и прозрачности системы государственного и муниципального управления для граждан, в том числе обеспечение доступности для граждан информации о себе, находящейся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Целевые показатели формирования и ведения федерального ресурса о населении
- сокращение числа некорректных, ошибочных сведений о физических лицах в государственных и муниципальных информационных системах, содержащих информацию, необходимую для целей налогового администрирования, на 90% (в части сведений, предусмотренных к получению из федерального ресурса о населении);
- снижение трудозатрат органов государственной власти и органов местного самоуправления на обеспечение достоверности информационных ресурсов, содержащих сведения о населении, необходимые для целей налогового администрирования, ведение которых осуществляется ими, на 70%;
- снижение количества ошибочного некорректного начисления налоговых платежей, фактов мошенничества при осуществлении обязательных платежей в пользу государства на 50%;
- снижение трудозатрат на реализацию мероприятий по формированию сведений о населении, содержащихся в федеральном ресурсе о населении, на 70%;
- доступность информационной системы ведения федерального ресурса о населении для осуществления информационного взаимодействия на 99,9%.