ФНС намерена создать единый реестр населения России к 2025 году

ФНС намерена создать единый реестр населения России к 2025 году

В пятницу 7 июля опубликовано распоряжение правительства РФ «Об утверждении Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России». Документ, подготовленный Федеральной налоговой службой совместно с Минфином, описывает основные принципы и подходы к созданию реестра населения, его структуру, состав сведений и порядок формирования, а также содержит план реализации концепции к 2025 году.

Зачем создается система

Как сказано в документе, основная цель создания системы – совершенствование контроля за начислением и поступлением страховых взносов на счета физических лиц в пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования.

Создание федерального ресурса о населении, говорится в распоряжении правительства, позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, информационную открытость и прозрачность системы государственного и муниципального управления для граждан и в том числе обеспечить доступность для граждан информации о них, находящейся в распоряжении органов государственной власти. Кроме того, использование федерального ресурса о населении позволит исключить необходимость многократного предоставления гражданами в органы власти информации о наступлении тех или иных событий в своей жизни (вступление в брак, выход на пенсию и т.п.).

Напомним, система создается в соответствии с указом президента России от 15 января 2016 года №13, которым было поручено создать единый реестр населения РФ и объединить функции администрирования страховых сборов, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния» и по администрированию платежей в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Предполагается, что единый ресурс может быть использован также для:

  • обеспечения органов власти и органов местного самоуправления информацией, необходимой для решения вопросов социально-экономического развития, формирования и реализации государственных и муниципальных программ и бюджетов, составления списков избирателей и иных целей госуправления, таких как организация переписей населения, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения функций, оказания социальной поддержки и др.;
  • обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов органов власти и обеспечения возможности сопоставления и прослеживания изменений содержащихся в них сведений;
  • обеспечения доступности гражданину сведений о нём, которые содержатся в государственных и муниципальных информационных ресурсах и на основе которых осуществляется предоставление ему государственных мер поддержки и государственных и муниципальных услуг;
  • информационного обеспечения исполнения воинской и военно-транспортной обязанности граждан.

Какие сведения буду храниться

В соответствии с концепцией, хранимая в реестре информация будет состоять из двух частей – непосредственно хранимые в ресурсе сведения о физическом лице (пол, фамилия, имя, отчество и даты и места рождения и смерти ) и идентификаторы сведений (реквизиты документов) о физическом лице, хранящихся в других базовых государственных информационных ресурсах.

Для иммигрантов и эмигрантов будут также фиксироваться даты прибытия в Россию на постоянное место жительства и выезда на постоянное место жительства в другую страну.

В число идентификаторов сведений войдут:

реквизиты свидетельств о рождении и о смерти, документов, удостоверяющих личность, виды, номера и иные сведения о документах, удостоверяющих право физических лиц осуществлять определенную деятельность, идентификатор сведений о постановке на учет в налоговых органах, идентификаторы сведений о постановке на регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, идентификаторы сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского, социального страхования, идентификаторы сведений о постановке на учет в органах занятости.

Здесь и далее: из презентации представителя Минфина России (4 июня 2017 года, Ханты-Мансийск)

Отметим, что в первой версии концепции, представленной в июле 2016 года, в реестре населения предлагалось хранить также место жительства и место пребывания, гражданство, сведения об образовании и обучении, дееспособности лица, судимости, а также персональные данные родственников (ФИО, дата и место их рождения).

В качестве основного источника сведений для создания единого информационного ресурса со сведениями о населении будет использован единый реестр записей актов гражданского состояния, разработчиком и оператором которого является Федеральная налоговая служба. Как сообщал D-Russia.ru, создание системы началось в конце 2016 года, а в январе 2017 года подведены итоги конкурса на выполнение второго этапа работ.

Кто получит доступ к реестру населения

Доступ к сведениям федерального ресурса будет предоставляться:

  • совершеннолетним физическим лицам – в части сведений, относящихся к самому физическому лицу, его несовершеннолетним детям и лицам, находящимся на его иждивении;
  • органам власти и местного самоуправления, организациям, осуществляющим предоставление государственных и муниципальных услуг (в части сведений, необходимых им для выполнения своих функций и предоставления государственных и муниципальных услуг);
  • многофункциональным центрам оказания услуг – в части сведений, необходимых им для организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Гражданин по запросу сможет получить сведения о случаях обработки его (и его детей) персональных данных в системе. Такой доступ должен быть организован на едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Эти же сведения могут быть также использованы гражданами при обращении за государственными и муниципальными услугами с использованием ЕПГУ.

Как сказано в концепции, доступ органов государственной власти и органов местного самоуправления к персонифицированным сведениям федерального ресурса о населении осуществляется только через специализированные государственные и муниципальные информационные системы на основании регламента обмена информацией, или по запросу в установленных законодательством РФ случаях.

Предоставление сведений о конкретном физическом лице из федерального ресурса о населении осуществляется на основании межведомственных запросов, направленных с использованием СМЭВ.

При обработке запросов, направленных в федеральный ресурс о населении РФ в целях наведения справок судом (судьей), органами прокуратуры, органами дознания или следствия (и иными в соответствии с законодательством случаях), факт и цели направления таких запросов должны фиксироваться в федеральном ресурсе о населении.

При организации информационного взаимодействия федерального ресурса о населении с иными информационными системами оператором федерального ресурса о населении должны вестись журналы обмена информацией.

Схема работы ресурса

Откуда данные

Концепция предполагает, что федеральный ресурс о населении будет создаваться только на основании сведений уже существующих (или вновь создаваемых в будущем) государственных и муниципальных информационных систем. Непосредственное внесение в него сведений о населении, ранее не учтённых в других информационных системах, не предусматривается.

Основу ресурса о населении составят сведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, а в части иностранных граждан и лиц без гражданства – информация из информационных систем МВД. В качестве других источников будут использоваться информационный системы пенсионного фонда, федеральной налоговой службы и иные государственные и муниципальные информационные системы, в которых осуществляется регистрация фактов выдачи физическим лицам документов, определяющих их права, обязанности, постановку на учёт или наделяющих их статусом.

В концепции отмечается, что информация из иных информационных систем должна поступать в автоматизированном режиме через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

При этом каждая такая специализированная государственная и муниципальная информационная система должна функционировать децентрализованно по отношению к ресурсу и обеспечивать хранение первичных персональных данных о населении.

Примечание: Информация о выдаче организациями, осуществляющими образовательную деятельность, документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении исключена из утвержденной концепции

Цена вопроса

По предварительным оценкам, только на создание единого реестра записей актов гражданского состояния, который станет составной части единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России, понадобится 10,6 миллиарда рублей из бюджета, в том числе в 2016 году — 2,4 миллиарда рублей, в 2017 — 3 миллиарда, в 2018 — 2,9 миллиарда, в 2019 — 2 миллиарда, в 2020-м — 191,5 миллиона рублей.

Сроки и этапы

На первом этапе (2017–2018 годы) предусматривается разработка законодательных и других нормативных правовых актов, регламентирующих формирование и ведение федерального ресурса о населении, апробация подходов к формированию федерального ресурса и обмену обезличенными сведениями с федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

На втором этапе (2018–2019 годы) планируется проектирование информационной системы ведения федерального ресурса о населении, формирование требований к защите информации.

На третьем этапе (2020–2022 годы) предусматривается создание информационной системы ведения федерального ресурса о населении, его первоначальное наполнение, организация информационного взаимодействия с отдельными государственными информационными системами.

На четвёртом этапе (2023–2025 годы) предусматривается обеспечение информационного взаимодействия с государственными и муниципальными информационными системами.

Социальная и экономическая эффективность создания системы

По мнению авторов документа, создание федерального ресурса о населении позволит обеспечить:

  • повышение оперативности и качества принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления;
  • достоверность и актуальность информации о населении;
  • оптимизацию регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;
  • снижение трудовых затрат органов власти на ведение значительного числа информационных ресурсов, содержащих сведения о населении;
  • переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц;
  • повышение уровня межведомственного электронного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • повышение информационной открытости и прозрачности системы государственного и муниципального управления для граждан, в том числе обеспечение доступности для граждан информации о себе, находящейся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Целевые показатели формирования и ведения федерального ресурса о населении

  • сокращение числа некорректных, ошибочных сведений о физических лицах в государственных и муниципальных информационных системах, содержащих информацию, необходимую для целей налогового администрирования, на 90% (в части сведений, предусмотренных к получению из федерального ресурса о населении);
  • снижение трудозатрат органов государственной власти и органов местного самоуправления на обеспечение достоверности информационных ресурсов, содержащих сведения о населении, необходимые для целей налогового администрирования, ведение которых осуществляется ими, на 70%;
  • снижение количества ошибочного некорректного начисления налоговых платежей, фактов мошенничества при осуществлении обязательных платежей в пользу государства на 50%;
  • снижение трудозатрат на реализацию мероприятий по формированию сведений о населении, содержащихся в федеральном ресурсе о населении, на 70%;
  • доступность информационной системы ведения федерального ресурса о населении для осуществления информационного взаимодействия на 99,9%.
Print Friendly

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + шесть =

Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры