ЕПГУ-2015: 35+1 госуслуга и новый интерфейс к старому электронному правительству

451

Действующая сегодня версия Единого портала госуслуг (ЕПГУ) будет заменена новой; пилотный проект по модернизации портала стартует уже в этом году, полностью работы по переводу ЕПГУ на новую версию должны быть завершены в течение 2015 года. Эти планы будут обсуждаться на заседании Консультативного совета Минкомсвязи по вопросам развития и эксплуатации инфраструктуры электронного правительства 13 октября 2014 года.

Новая тестовая версия ЕПГУ в настоящее время доступна по адресу beta.gosuslugi.ru. Она была анонсирована Минкомсвязью в конце апреля. Тестирование новой версии Единого портала государственных и муниципальных услуг началось 1 июля в закрытом режиме и через две недели перешло в открытую фазу. Тестируются только три госуслуги – это количество до сих пор остается неизменным.  О результатах тестирования не сообщалось.

Как считают в Минкомсвязи, действующая сейчас версия портала обладает такими недостатками, как неэффективный поиск и навигация, сложность форм, канцелярский, непонятный гражданам язык описаний услуг, неприспособленность основной версии портала к мобильным устройствам и др.

Помимо разработки более удобного интерфейса, Минкомсвязь планирует интегрировать новую версию с поисковиком “Спутник», следует из материалов консультативного комитета Минкомсвязи. Среди ключевых отличий от старого портала указан «новый формат экранных форм для приоритетных госуслуг (при сохранении текущего взаимодействия с ведомствами), поддержка мобильного режима доступа, наличие прямой обратной связи с пользователями». На деле это значит, что на портале появятся интерактивные формы подачи заявлений с автоматизированным заполнением полей (и помощниками для их заполнения).

Из презентации замдиректора Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Александра Павловича
Из презентации замдиректора Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Александра Павловича

Предусмотрено сохранение единого BackEnd-а (ЕСИА-авторизация, история, СМЭВ-адаптер) и адаптация контента, написанного официальным, канцелярским языком, в понятные пользователю тексты (с сохранением юридически значимых терминов). Портал оснастят инструментами для поисковой оптимизации и сбора аналитических данных.

Требования к степени готовности нового портала для перехода на него Минкомсвязи определяет десятью условиями:

  1. Успешный пилотаж на топ-15 услуг федерального уровня и 20 регионального
  2. Полная интеграция с каталогом услуг Федерального реестра государственных и муниципальных услуг
  3. Поддержка всех приоритетных услуг «35 шт. + детский сад»
  4. Наличие отлаженного «конструктора форм»
  5. Наличие отлаженного «дизайн-гайдбука»
  6. Наличие отлаженного прямого поиска («Спутник РТК»)
  7. Готовность мобильной/планшетной версии
  8. Готовность ключевых сервисов Личного кабинета
  9. Готовность сервисов Оплаты, Записи, др.
  10. Сохранение старого сайта до момента «зрелости нового»

Старую версию портала планируется «заморозить» в первом квартале 2015 года. Все новые сервисы, функции, дизайн с этого момента будут вводиться только на новом портале. На старом ЕПГУ будут поддерживаться только «юридически необходимые вещи». Обновленную версию ЕПГУ предполагается активно продвигать.

Во втором квартале 2015 года останется лишь ссылка на старый ЕПГУ с сайта gosuslugi.ru. К концу года старый портал предлагается заменить на новый, при условии выполнения вышеперечисленных требований.

Из презентации замдиректора Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Александра Павловича
Из презентации замдиректора Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Александра Павловича

Обновление сайта госуслуг – давно назревшая необходимость, но оно не может заменить работу по совершенствованию собственно предоставления госуслуг. Между тем из представленного плана можно сделать вывод, что более чем 100 тысяч региональных и муниципальных услуг (данные Минкомсвязи), не входящих в 20 «пилотных», но представленных на нынешнем ЕПГУ, либо перестанут быть доступными, либо не будут переведены на новый портал. Таким образом, из более чем 100 тысяч услуг, доступных сейчас на едином портале, после запуска нового останутся только приоритетные услуги (их в настоящее время 35). Еще добавятся услуги записи в детский сад и управления материнским капиталом.

Минкомсвязь едва ли сможет пойти на столь значительное сокращение доступных гражданам электронных услуг. Чтобы обеспечить их доступность и в новой версии ЕПГУ, в плане необходимо предусмотреть работы по переносу на новый портал не только контента (завершить этот перенос предполагается в третьем квартале 2015 года; из материалов к заседанию консультативного комитета, впрочем, непонятно, что подразумевается под «контентом»), но и всех функционирующих в настоящее время электронных услуг. Насколько известно D-Russia.ru, сохранить преемственность с нынешней версией ЕПГУ предполагается путем сохранения ссылок на существующие страницы госуслуг без того, чтобы модифицировать их интерфейс под стиль нового портала.

В представленных материалах ничего не сказано о том, как будет осуществляться процесс миграции уже существующих услуг, помимо «приоритетных». Для этого необходима либо специальная технология, которая позволит в «полуавтоматическом» режиме перенести все существующие работающие услуги на новый портал, либо повторная разработка регламентов, электронных форм заявок и т.п.

Получить комментарии Минкомсвязи оперативно не удалось, но они обещаны пресс-службой и будут опубликованы D-Russia.ru позже.

Планом перехода на новую версию на второй квартал 2015 года предполагается «выделить ресурсы ведомств в поддержку миграции». Если речь идет о миграции всех услуг, то, как мы уже писали, только перевод региональных и муниципальных услуг в электронный вид и только на едином портале (не считая региональных), по грубой оценке, обошелся региональным и муниципальным бюджетам в 1,5 миллиарда рублей. С учетом сопутствующих работ и расходов эту сумму можно смело умножить на три.

На заседании консультативного совета, где будет представлен этот план, предполагается (как следует из проекта протокола) «одобрить работу Микомсвязи России по созданию методических рекомендаций по совершенствованию интерфейсов (в части навигации, поиска, предоставления информации) Единого портала государственных и муниципальных услуг и официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти и рекомендовать вынести их на рассмотрение подкомиссии по использованию информационных технологий в срок до 15 ноября 2014 года».

В дополнительной справке по этому вопросу, подготовленной Минкомсвязью, консультативному совету будет также предложено:

  • принять программу изменения пользовательских интерфейсов Единого портала государственных и муниципальных услуг для предоставления гражданам более удобного, комфортного, функционального развитого и современного способа получения государственных услуг в электронном виде;
  • принять критерии миграции и комплекс мер по переводу сервисов на новые пользовательские интерфейсы Единого портала, включая активности по поддержке пользователей портала в этот период;
  • принять необходимым дополнительное информирование граждан о проводимых изменениях для повышения интереса к нему и роста числа его пользователей путем соответствующих маркетинговых мероприятий;
  • принять необходимым выделенную ресурсную поддержку решения данной задачи, как комплексно влияющей на привлекательность Единого портала и число его пользователей, что, в свою очередь, являются ключевыми утвержденными целями развития Единого портала.

По данным Минкомсвязи, в 2014 году граждане России получили через ЕПГУ более 12 миллионов муниципальных, региональных и федеральных услуг. Ежегодно аудитория ЕПГУ увеличивается в два раза.

По данным D-Russia.ru, в настоящее время средняя ежедневная нагрузка на ЕПГУ составляет 2,3 миллиона посещений.

СПРАВКА

Самая первая версия ЕПГУ gosuslugi.ru была запущена в конце 2009 года (разработчик – компания «Армада»). После трех лет использования разработана новая «стеклянная» версия интерфейса портала под лозунгом «Госуслуги прозрачны как никогда».

 epgu_old  epgu_now  epgu_future1
Вчера Сегодня Завтра
2009 – Более 300 госуслуг в момент запуска 2012 – бренд “Госуслуги прозрачны как никогда”, обновленный интерфейс – 1500 госуслуг 2015 – Новый интерфейс, мобильные приложения, 35 “приоритетных” госуслуг

 

Новая версия ЕПГУ, планируемая к запуску в 2015 году, не сопровождается наращиванием его функциональных возможностей. План реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, который предусматривает в 2015 году изменение интерфейса ЕПГУ, не определяет сроков ввода в эксплуатацию даже 35 приоритетных госуслуг, которые должны предоставляться гражданам в электронном виде.