Электронный бюджет: проблемы внедрения в органах местного самоуправления. Размышления муниципала

5659

В постановлении правительства РФ от 30 июня 2015 г. N 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» есть пункт − «5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать сервисные подсистемы системы «Электронный бюджет» для реализации бюджетных правоотношений в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением».

Технология внедрения государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» представлена в письме Минфина России от 21 апреля 2015 года № 21-03-05/22801 о перечне мероприятий, которые необходимо выполнить органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для подключения к компонентам системы «Электронный бюджет».

Вот как – по шагам – выглядит внедрение «Электронного бюджета» в муниципалитете.

1. Начинаем с уже упомянутого письма Минфина от 21.04.2015 г. № 21-03-05/22801. Хороший такой документ по формированию и ведению сведений государственных (муниципальных) услуг и работ через единый портал бюджетной системы Российской Федерации. В письме на 27 листах подробно расписано, как и что должны делать регионы: формы заявок, перечень мероприятий, требования к «железу» и софту, требования по обеспечению безопасности и т.д.

2. Изучили, подготовили все необходимые документы, ждём график [представления в орган Федерального казначейства по месту нахождения организаций заявок на предоставление доступа к компонентам системы «Электронный бюджет» и заявок о выдаче средств криптографической защиты информации и электронной подписи – ред.].

3. Получили график. И видим, что первые семь строчек в графике — пилотные регионы. Сроки — в течение месяца подать заявки – для них вполне разумные, учитывая то, что в пилотные регионы входят Москва с областью и Питер. А вот далее с восьмой строки и по 85-ю – как говорится, «Вставай, страна огромная!» – все остальные регионы в сжатые сроки. Т.е. подключаем все регионы, не дожидаясь окончания работ в пилотных. Это мы уже имели возможность испытать на себе при организации муниципальных услуг, во что это вылилось, я думаю, помнят все: и неоднократные переносы сроков, и изменение состава и количества услуг. В конце концов, остановились на минимальном количестве наиболее востребованных. Но сколько сил, времени и нервов было потрачено!

4. Разбираемся дальше – пробуем выяснить, откуда у системы «Электронный бюджет» растут «внедренческие ноги». Выясняем, что есть Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее по тексту «Концепция»), одобренная распоряжением правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 1275-р. После изучения разделов 1. (Необходимость создания и развития системы «Электронный бюджет») и 2. (Цель, задачи, принципы и результаты создания и развития системы «Электронный бюджет») данного документа создается впечатление, что от внедрения этой системы органы местного самоуправления (ОМСУ) и жители муниципалитетов практически мало что получат. Появляется предположение о том, что Минфин и другие органы федеральной власти Российской Федерации получат автоматический свод муниципальных бюджетов. Смущает одно, в Концепции написано «обеспечение возможности доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам Российской Федерации и не менее 50% муниципальных образований Российской Федерации». Свод 50% муниципальных бюджетов Российской Федерации, конечно, мало кому интересен. Развивать этот пункт не станем, есть отличный анализ этой темы у Ивана Бегтина «Мои комментарии к концепции «Электронный бюджет».

Теперь мысли по поводу. Сразу на ум приходит, что всю бухгалтерию попытаются затащить в облако. Это грозит зависимостью возможности работы с бюджетом от качества каналов связи (в первую очередь для некрупных муниципалитетов), от качества сопровождения работы пользователей системы. В любом случае все ОМСУ будут иметь систему дублирования работы непосредственно у себя на рабочем месте. Понятно, что при двойном учете данные разойдутся через день.

Далее. Концепция принята в 2011 году. До 2015 года все было спокойно, Концепция есть, о реализации и внедрении системы «Электронный бюджет» почти не слышно.

В 2015 году, спустя четыре года, спокойствие нарушает письмо Минфина России от 21 апреля 2015 года № 21-03-05/22801 о перечне мероприятий, которые необходимо выполнить органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для подключения к компонентам системы «Электронный бюджет». Далее выходит постановление правительства РФ от 30 июня 2015 г. N 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Почему такая спешка?

Выясняется, что у Минфина есть презентация «Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Из презентации становится понятно, что общая схема Концепции сильно перекликается со схемой интеграции процессов французского проекта Chorus (Chorus — государственная финансовая информационная система для управления расходами, неналоговыми поступлениями и государственным учетом в соответствии постановлениями реформы о бюджетном законодательстве Франции. Разработана и протестирована в 2008-2011 годах, в 2012 году введена в эксплуатацию — ред.).

http://fr.slideshare.net/EUROsociAL-II/chorus-au-coeur-de-la-modernisation-de-la-gestin-des-finances-publiques-agence-pour-linformatique-financire-de-ltat

Слайд 19 презентации Минфина объясняет, куда торопимся: согласно графику подключения, в этом году завершение второго этапа. Все традиционно, ничего нового — надо освоить деньги и отрапортовать.

А вот таким должен быть результат с центральной системой «Электронный бюджет» для управления общественными финансами (рис. 1). Да, впечатляет.

Рис. 1. Информационная среда в сфере управления общественными финансами
Рис. 1. Информационная среда в сфере управления общественными финансами

Теперь об анонсируемых результатах.

Рис. 2. Результаты создания электронного бюджета
Рис. 2. Результаты создания электронного бюджета

Верхняя строчка – это достижение некоторого эфемерного показателя. Следующие три – федеральные проблемы.

А вот 5 и 6 строчки – какие-то нелады с арифметикой. Информация размещается 100%, а доступ только 50% муниципалов. Кто будет вносить данные за остальные 50%?

Для оценки доступности единого портала бюджетной системы Российской Федерации приведем сравнение технических решений, реализованных Минфином, с тем, как работают ряд других отечественных и зарубежных порталов.

Рис. 3. Перечень доступных IP-адресов порталов
Рис. 3. Перечень доступных IP-адресов порталов

В левой части рис. 3 представлены данные порталов, которые разработаны с участием Минфина. С этими порталами будут постоянные проблемы доступа: к тому времени, когда просыпается Россия от Урала до Москвы, клиенты от Западной Сибири до Дальнего Востока не смогут попасть на эти порталы.

Справа — отечественные и зарубежные порталы, спроектированные грамотными специалистами с применением кластерной технологии. Зависания таких порталов практически не бывает, если только к ним не применяются DDoS-атаки. Цифры под именем портала – это доступные IP-адреса порталов.

Ну и в центре рис. 3 — данные Google — чемпиона по доступности. Этот сайт обрабатывает в день до 500 миллионов поисковых запросов и никогда не виснет.

Сообщение CNews от 31.12.2013 (рис. 4) дает дополнительную пищу для размышления.

Рис. 4. Сообщение журнала CNews от 31.12.2013
Рис. 4. Сообщение журнала CNews от 31.12.2013

Обратите внимание на дату и на сумму затрат. На ум приходит старая притча.

— Степан! У гостя карета сломалась. За сколько сделаешь?

— За день сделаю.

— А за два?

— Ну… Сделаем и за два.

— А за пять дней?

— Ну, ежели постараться — можно и за пять.

— А за десять?

— Ну, барин, ты задачи ставишь! За десять дён одному не справиться, тут помощник нужен!

Напоследок — ещё о некоторых технических вопросах.

Насколько я понимаю, клиентская часть «Континент TLS VPN», которую рекомендовано ставить на АРМы пользователей, взаимодействует с платформой IPC-10 и выше. Наиболее мощная платформа IPC-3000F поддерживает три тысячи одновременных подключений (рис. 5). Много это? Мизер, если вся Россия будет работать на одном портале. Значит надо что-то придумывать.

Рис 5. Технические характеристики доступа к единому порталу бюджетной системы
Рис 5. Технические характеристики доступа к единому порталу бюджетной системы

А учитывая данные рис. 3 и рис. 4, система «Электронный бюджет» заработает как следует года через два, и доработка потребует еще 1 миллиард. Или больше.

Источник >>

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться:

1 КОММЕНТАРИЙ

Комментарии закрыты.