В постановлении правительства РФ от 30 июня 2015 г. N 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» есть пункт − «5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать сервисные подсистемы системы «Электронный бюджет» для реализации бюджетных правоотношений в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением».
Технология внедрения государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» представлена в письме Минфина России от 21 апреля 2015 года № 21-03-05/22801 о перечне мероприятий, которые необходимо выполнить органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для подключения к компонентам системы «Электронный бюджет».
Вот как – по шагам – выглядит внедрение «Электронного бюджета» в муниципалитете.
1. Начинаем с уже упомянутого письма Минфина от 21.04.2015 г. № 21-03-05/22801. Хороший такой документ по формированию и ведению сведений государственных (муниципальных) услуг и работ через единый портал бюджетной системы Российской Федерации. В письме на 27 листах подробно расписано, как и что должны делать регионы: формы заявок, перечень мероприятий, требования к «железу» и софту, требования по обеспечению безопасности и т.д.
2. Изучили, подготовили все необходимые документы, ждём график [представления в орган Федерального казначейства по месту нахождения организаций заявок на предоставление доступа к компонентам системы «Электронный бюджет» и заявок о выдаче средств криптографической защиты информации и электронной подписи – ред.].
3. Получили график. И видим, что первые семь строчек в графике — пилотные регионы. Сроки — в течение месяца подать заявки – для них вполне разумные, учитывая то, что в пилотные регионы входят Москва с областью и Питер. А вот далее с восьмой строки и по 85-ю – как говорится, «Вставай, страна огромная!» – все остальные регионы в сжатые сроки. Т.е. подключаем все регионы, не дожидаясь окончания работ в пилотных. Это мы уже имели возможность испытать на себе при организации муниципальных услуг, во что это вылилось, я думаю, помнят все: и неоднократные переносы сроков, и изменение состава и количества услуг. В конце концов, остановились на минимальном количестве наиболее востребованных. Но сколько сил, времени и нервов было потрачено!
4. Разбираемся дальше – пробуем выяснить, откуда у системы «Электронный бюджет» растут «внедренческие ноги». Выясняем, что есть Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее по тексту «Концепция»), одобренная распоряжением правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 1275-р. После изучения разделов 1. (Необходимость создания и развития системы «Электронный бюджет») и 2. (Цель, задачи, принципы и результаты создания и развития системы «Электронный бюджет») данного документа создается впечатление, что от внедрения этой системы органы местного самоуправления (ОМСУ) и жители муниципалитетов практически мало что получат. Появляется предположение о том, что Минфин и другие органы федеральной власти Российской Федерации получат автоматический свод муниципальных бюджетов. Смущает одно, в Концепции написано «обеспечение возможности доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам Российской Федерации и не менее 50% муниципальных образований Российской Федерации». Свод 50% муниципальных бюджетов Российской Федерации, конечно, мало кому интересен. Развивать этот пункт не станем, есть отличный анализ этой темы у Ивана Бегтина «Мои комментарии к концепции «Электронный бюджет».
Теперь мысли по поводу. Сразу на ум приходит, что всю бухгалтерию попытаются затащить в облако. Это грозит зависимостью возможности работы с бюджетом от качества каналов связи (в первую очередь для некрупных муниципалитетов), от качества сопровождения работы пользователей системы. В любом случае все ОМСУ будут иметь систему дублирования работы непосредственно у себя на рабочем месте. Понятно, что при двойном учете данные разойдутся через день.
Далее. Концепция принята в 2011 году. До 2015 года все было спокойно, Концепция есть, о реализации и внедрении системы «Электронный бюджет» почти не слышно.
В 2015 году, спустя четыре года, спокойствие нарушает письмо Минфина России от 21 апреля 2015 года № 21-03-05/22801 о перечне мероприятий, которые необходимо выполнить органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для подключения к компонентам системы «Электронный бюджет». Далее выходит постановление правительства РФ от 30 июня 2015 г. N 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Почему такая спешка?
Выясняется, что у Минфина есть презентация «Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Из презентации становится понятно, что общая схема Концепции сильно перекликается со схемой интеграции процессов французского проекта Chorus (Chorus — государственная финансовая информационная система для управления расходами, неналоговыми поступлениями и государственным учетом в соответствии постановлениями реформы о бюджетном законодательстве Франции. Разработана и протестирована в 2008-2011 годах, в 2012 году введена в эксплуатацию — ред.).
http://fr.slideshare.net/EUROsociAL-II/chorus-au-coeur-de-la-modernisation-de-la-gestin-des-finances-publiques-agence-pour-linformatique-financire-de-ltat
Слайд 19 презентации Минфина объясняет, куда торопимся: согласно графику подключения, в этом году завершение второго этапа. Все традиционно, ничего нового — надо освоить деньги и отрапортовать.
А вот таким должен быть результат с центральной системой «Электронный бюджет» для управления общественными финансами (рис. 1). Да, впечатляет.

Теперь об анонсируемых результатах.

Верхняя строчка – это достижение некоторого эфемерного показателя. Следующие три – федеральные проблемы.
А вот 5 и 6 строчки – какие-то нелады с арифметикой. Информация размещается 100%, а доступ только 50% муниципалов. Кто будет вносить данные за остальные 50%?
Для оценки доступности единого портала бюджетной системы Российской Федерации приведем сравнение технических решений, реализованных Минфином, с тем, как работают ряд других отечественных и зарубежных порталов.

В левой части рис. 3 представлены данные порталов, которые разработаны с участием Минфина. С этими порталами будут постоянные проблемы доступа: к тому времени, когда просыпается Россия от Урала до Москвы, клиенты от Западной Сибири до Дальнего Востока не смогут попасть на эти порталы.
Справа — отечественные и зарубежные порталы, спроектированные грамотными специалистами с применением кластерной технологии. Зависания таких порталов практически не бывает, если только к ним не применяются DDoS-атаки. Цифры под именем портала – это доступные IP-адреса порталов.
Ну и в центре рис. 3 — данные Google — чемпиона по доступности. Этот сайт обрабатывает в день до 500 миллионов поисковых запросов и никогда не виснет.
Сообщение CNews от 31.12.2013 (рис. 4) дает дополнительную пищу для размышления.

Обратите внимание на дату и на сумму затрат. На ум приходит старая притча.
— Степан! У гостя карета сломалась. За сколько сделаешь?
— За день сделаю.
— А за два?
— Ну… Сделаем и за два.
— А за пять дней?
— Ну, ежели постараться — можно и за пять.
— А за десять?
— Ну, барин, ты задачи ставишь! За десять дён одному не справиться, тут помощник нужен!
Напоследок — ещё о некоторых технических вопросах.
Насколько я понимаю, клиентская часть «Континент TLS VPN», которую рекомендовано ставить на АРМы пользователей, взаимодействует с платформой IPC-10 и выше. Наиболее мощная платформа IPC-3000F поддерживает три тысячи одновременных подключений (рис. 5). Много это? Мизер, если вся Россия будет работать на одном портале. Значит надо что-то придумывать.

А учитывая данные рис. 3 и рис. 4, система «Электронный бюджет» заработает как следует года через два, и доработка потребует еще 1 миллиард. Или больше.
Автор — учи матчасть.