Удивительные вещи открываются при знакомстве с ресурсами по теме электронных госуслуг в социальных сетях. Вот, например, группа «Электронное правительство Астраханской области» в «Одноклассниках». Организаторам страницы нельзя отказать в чувстве юмора, поскольку администрируется она пользователем по имени Остап Бендер. Впрочем, профит великого комбинатора в данном случае не совсем ясен. Дело в том, что О. Бендер является единственным же участником сообщества. Тем не менее, посты в группе публикуются с исправной регулярностью, стабильно вызывая нулевой отклик аудитории по причине отсутствия таковой…

Надо сказать, что упомянутая страница в «Одноклассниках» оказалась далеко не единственным казусом, вызывающим вопросы о качестве активностей по теме электронного правительства в соцсетях. Но обо всём по порядку. Чтобы понять, как представлена сфера электронных госуслуг в пространстве социальных медиа, был проведен анализ с использованием специальных сервисов мониторинга. Обсудим его итоги в настоящей статье.
Итак, по состоянию на 31 марта 2016 года выявлено следующее присутствие аккаунтов электронного правительства в популярных соцсетях:
Социальная сеть |
Количество аккаунтов электронного правительства |
«ВКонтакте» |
30 |
14 |
|
«Одноклассники» |
13 |
7 |
|
2 |
Приведенные цифры включают аккаунты онлайн-ресурсов всех уровней – федерального, регионального и муниципального. Вполне логичным выглядит наибольшее присутствие сообществ электронного правительства во «ВКонтакте», поскольку эта сеть является безоговорочным лидером по объему аудитории в России. Напротив, неоправданно низкой смотрится представленность в «Одноклассниках», которые, по последним данным, уверенно сохраняют за собой вторую по численности аудиторию в РФ. Поэтому активности тут принесли бы больший охват, нежели в Facebook, ведь последняя имеет в полтора раза меньше российских пользователей.
Попробуем посмотреть внутрь приведенных цифр, чтобы понять, какие регионы и муниципалитеты ведут страницы электронного правительства в соцсетях, и с каким успехом. Для определения степени успеха обратим внимание на три основных показателя: количество подписчиков аккаунта, частоту публикации постов и индекс вовлеченности аудитории (EngagementRate, ER). Последний показывает реакцию подписчиков на публикуемый контент. Вовлеченность – это среднесуточное процентное отношение количества лайков, репостов и комментариев к имеющемуся количеству подписчиков. По данным исследований, для сообществ размером до 10 тысяч участников этот показатель в среднем составляет 0,64-0,96% в зависимости от социальной сети.
Чтобы не перегружать читателя, сосредоточимся на соцсетях «большой тройки» («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook), отложив до лучших времен «экзотику» в лице Twitter и Instagram. Результаты анализа по каждой соцсети представим в виде таблиц, снабженных комментариями. Начнем с рейтинга аккаунтов электронного правительства «ВКонтакте»:
Территориальная принадлежность | Адрес страницы | Показатели в марте 2016 года | ||
Подписчики | Посты | ER, % | ||
ЕПГУ | vk.com/new.gosuslugi | 13919 | 5 | 0,1854 |
Москва | vk.com/pgu_moskva | 10099 | 23 | 0,1728 |
Краснодарский край | vk.com/gosuslugi_23 | 9388 | 52 | 0,0735 |
Республика Коми | vk.com/club31100977 | 4828 | 15 | 0,0027 |
Тульская обл. | vk.com/gosuslugi71 | 2004 | 1 | 0,0016 |
Вологодская обл. | vk.com/rpgu_35 | 1463 | 48 | 0,4344 |
Ростовская обл. | vk.com/gosuslugi61 | 1085 | 1 | 0,0178 |
Ярославская обл. | vk.com/gosuslugiyar | 820 | 21 | 0,1731 |
Тюменская обл. | vk.com/elprato | 771 | 6 | 0,0418 |
Курганская обл. | vk.com/epkurganobl | 632 | 33 | 0,3011 |
Нижегородская обл. | vk.com/gosusluginn | 602 | 1 | 0,0214 |
г. Улан-Удэ | vk.com/gosuslugiuu | 423 | 3 | 0,0305 |
Самара, Тольятти и Самарская область | vk.com/gosuslugivsamare | 265 | 1 | 0,0000 |
г. Россош (Воронежская обл.) | vk.com/club94150373 | 116 | 0 | 0,0000 |
Забайкальский край | vk.com/75gosuslugi | 109 | 0 | 0,0000 |
Республика Башкортостан | vk.com/gosuslugi102 | 109 | 0 | 0,0000 |
Астраханская обл. | vk.com/public54569800 | 106 | 8 | 1,8868 |
Республика Татарстан | vk.com/club2387887 | 68 | 1 | 0,0000 |
Забайкальский край | vk.com/public28388920 | 65 | 0 | 0,0000 |
г. Кунгур (Пермский край) | vk.com/club117241888 | 62 | 8 | 0,1561 |
Республика Саха (Якутия) | vk.com/club81458399 | 34 | 0 | 0,0000 |
ХМАО Югра | vk.com/club61374217 | 29 | 0 | 0,0000 |
Республика Татарстан | vk.com/uslugitatarstan | 19 | 0 | 0,0000 |
Республика Бурятия | vk.com/uu_gosuslugi | 16 | 0 | 0,0000 |
Липецкая обл. | vk.com/pgu48 | 13 | 1 | 0,0000 |
Пермский край | vk.com/public45690553 | 12 | 0 | 0,0000 |
Республика Крым | vk.com/club64584176 | 10 | 2 | 0,0000 |
Еврейская АО | vk.com/club117798389 | 1 | 10 | 0,0000 |
Ленинградская обл. | vk.com/gosuslugilo | 1 | 0 | 0,0000 |
Республика Ингушетия | vk.com/public75853038 | 0 | 0 | 0,0000 |
Среднее значение: |
1569 |
8 |
0,1166 |
Комментарии:
- В каждом третьем аккаунте в течение исследуемого периода (март 2016 года) не опубликовано ни одного поста.
- 13 из 30 аккаунтов имеют менее 100 подписчиков.
- У подавляющего большинства аккаунтов крайне низок индекс вовлеченности аудитории (ER). На приемлемом уровне он находится только у аккаунтов ЕПГУ, Москвы и Астраханской области.
- «Мертвые души»: анализ аккаунта Краснодарского края посредством специализированного сервиса показал, что 37% его подписчиков являются заблокированными – признак использования «серых» методов при продвижении аккаунта. У остальных регионов данный показатель находится в пределах 10%, кроме Тюменской области (14%) и Республики Коми (15%).
- Два региона (Татарстан и Забайкалье) имеют сразу по два аккаунта во «ВКонтакте» по теме электронных госуслуг. Целесообразность такого шага неочевидна.
Рейтинг аккаунтов в Facebook:
Территориальная принадлежность | Адрес страницы | Показатели в марте 2016 года | ||
Подписчики | Посты | ER, % | ||
ЕПГУ | facebook.com/new.gosuslugi | 9993 | 5 | 0,0788 |
Москва | facebook.com/kgu.mos/ | 7008 | 22 | 0,0796 |
Москва | facebook.com/PGU.mos.ru/ | 4484 | 22 | 0,3252 |
Тюменская обл. | facebook.com/Электронное-правительство-Тюменской-области-580327368722255/ | 549 | 4 | 0,0823 |
Ярославская обл. | facebook.com/gosuslugi.yar/ | 502 | 21 | 0,3599 |
Астраханская обл. | facebook.com/Электронное-правительство-Астраханской-области-343752059060627 | 290 | 6 | 0,1891 |
Нижегородская обл. | facebook.com/gosusluginn/ | 239 | 4 | 0,0945 |
Архангельская обл. | facebook.com/egov29/ | 84 | 0 | 0,0000 |
Тульская обл. | facebook.com/gosuslugi71/ | 82 | 0 | 0,0000 |
Республика Ингушетия | facebook.com/groups/1450062461910501/ | 78 | 0 | 0,0000 |
Пермский край | facebook.com/Портал-государственных-и-муниципальных-услуг-Пермского-края-164619470256320/ | 55 | 0 | 0,0000 |
Астраханская обл. | facebook.com/gosuslugi.astrobl/ | 37 | 9 | 2,7899 |
Забайкальский край | facebook.com/groups/1533378476885478/ | 28 | 0 | 0,0000 |
Липецкая обл. | facebook.com/pgu48/ | 16 | 1 | 0,0000 |
Среднее значение: | 1675 | 7 | 0,2857 |
Комментарии:
- Также, как во «ВКонтакте», доля неактивных аккаунтов составляет более трети.
- Каждый второй аккаунт имеет менее 100 подписчиков.
- Два региона (Москва и Астраханская область) имеют по два аккаунта, посвященных электронным госуслугам. Необходимость такого дублирования непрозрачна.
- Индекс вовлеченности (ER) находится на уровне, который значительно уступает среднесетевым значениям (0,96% для Facebook). Аномальным исключением является лишь одно из сообществ Астраханской области, что объяснимо эффектом малой базы его участников.
Рейтинг аккаунтов в «Одноклассниках»:
Территориальная принадлежность | Адрес страницы | Показатели в марте 2016 года | ||
Подписчики | Посты | ER, % | ||
Краснодарский край | ok.ru/gos.uslugi23 | 5045 | 51 | 0,0710 |
Республика Ингушетия | ok.ru/gosuslugi.ru | 3138 | 0 | 0,0000 |
Архангельская обл. | ok.ru/profile/552541846635 | 295 | 0 | 0,0000 |
Тульская обл. | ok.ru/group/53052220178660 | 195 | 0 | 0,0000 |
Забайкальский край | ok.ru/group.egov.zab | 173 | 0 | 0,0000 |
Курская обл. | ok.ru/profile/567321695885 | 169 | 1 | 0,0000 |
Архангельская обл. | ok.ru/group/52826937557099 | 144 | 0 | 0,0000 |
Москва | ok.ru/group/54341697667082 | 127 | 6 | 0,0000 |
Липецкая обл. | ok.ru/group/52892255518813 | 10 | 1 | 0,0000 |
ХМАО Югра | ok.ru/group/52173619724373 | 2 | 0 | 0,0000 |
Республика Крым | ok.ru/group/51792990044305 | 2 | 0 | 0,0000 |
Астраханская обл. | ok.ru/group/52606740660355 | 1 | 9 | 0,0000 |
Еврейская АО | ok.ru/group/53073871569084 | 1 | 11 | 0,0000 |
Среднее значение: | 716 | 6 | 0,0055 |
Комментарии:
- Каждый второй аккаунт был неактивен в исследуемый период (март 2016 года).
- Более трети аккаунтов имеют меньше 100 подписчиков. При этом значительный объем аудитории аккаунта Ингушетии при отсутствующей активности объясняется, по-видимому, адресом страницы, который содержит адрес ЕПГУ: http://www.ok.ru/gosuslugi.ru/.
- Среднее количество подписчиков аккаунтов вдвое меньше, чем во «ВКонтакте» и Facebook.
- Индекс вовлеченности (ER) является в «Одноклассниках» самым низким из всей «большой тройки» соцсетей. Даже ER аккаунта Москвы, довольно высокий во «ВКонтакте» и «Facebook», в «Одноклассниках» равен нулю.
- В качестве региона, не пожалевшего сил на организацию сразу двух аккаунтов электронного правительства, на этот раз выступила Архангельская область.
В целом по результатам мониторинга надо признать, что в большинстве случаев продвижение электронных госуслуг в соцсетях ведётся крайне непрофессионально. Оно эпизодично, фрагментарно, лишено какой-либо коммуникационной логики. И это при том, что социальные медиа уже давно стали основным каналом коммуникации для огромных категорий населения (молодежь, студенты, «креативный класс» и т.п.). Увы, текущая представленность электронных госуслуг в соцсетях скорее дискредитирует идею электронного правительства, чем служит её продвижению.
Значительная часть аккаунтов электронного правительства находится в бесхозном, заброшенном состоянии. Понятно, что это не лучшим образом влияет на восприятие и репутацию электронного государства в глазах общества. Над некоторыми страницами, по всей видимости, не ведется никакого контроля, и они превращаются в рекламные доски для сторонних объявлений. Например, так в начале апреля 2016 года выглядела во «ВКонтакте» группа «Электронное правительство Республики Коми».

Аккаунт «Госуслуги Самара, Тольятти и Самарская область», вероятно, и вовсе является фальшивкой, судя по объявлению об аренде автовышки, размещенному в самом верху страницы.

При этом блокирование фэйковых аккаунтов является для «ВКонтакте» вполне стандартной процедурой, достаточно лишь обратиться в техподдержку социальной сети и аргументированно изложить своё требование. Остаётся выразить надежду, что у региона найдется воля для этого несложного действия.
Отдельная тема – контентное наполнение сообществ электронного правительства. О проблемах в данном отношении говорят низкие значения индекса вовлеченности – подписчикам неинтересны публикуемые посты. Это означает, что наши аккаунты не выполняют своей главной задачи, и ресурсы на их ведение тратятся впустую.
Ведь что такое социальные сети? Это прежде всего общение, т.е. процесс обмена, причем не столько информацией, сколько эмоциями. Когда же видишь посты в сообществах электронного правительства, складывается ощущение полного непонимания их авторами природы социальных медиа. Подавляющее большинство этих аккаунтов – нечто среднее между сборником инструкций и газетной колонкой про электронное правительство.
Но соцсети – это не справочник и не газета. Это, скорее, телевизор. Сюда идут за развлечениями. Подписчикам нужны визуализации, фан, интерактив, что, конечно, сложнее, чем перепост новостей с сайта профильного ведомства. Успешный промо-аккаунт – это тонкий баланс развлекательного, познавательного и собственно рекламно-информационного контента, где последний занимает лишь около 10% публикаций. И это стандарт, которому надо соответствовать, чтобы выдержать конкуренцию за аудиторию с тысячами других сообществ.
Возможно, выходом из сложившейся ситуации послужит некая разумная стандартизация региональных социально-медийных активностей со стороны регулятора отрасли. Понятно, что вряд ли можно стандартизировать креатив, на котором строятся прорывные решения. Но вполне реально задать в виде методических рекомендаций минимально необходимые требования к оформлению аккаунтов, регулярности постинга, контентному наполнению, работе с комментариями и т.п.
И важно понимать, что даже при наличии таких стандартов, заниматься продвижением в соцсетях должны профессионалы в этой сфере, либо, как минимум, люди, прошедшие специальную подготовку. Ведь ведение сообществ – это процесс, требующий включенности в режиме 24/7, особенно в части реагирования на комментарии и сообщения пользователей. И тут мы снова возвращаемся к вопросу профессионального маркетинга госуслуг, который уже поднимался в предыдущих публикациях.
Об авторе: Евгений Субботин, директор по маркетингу AT Consulting Восток, к.ф.н. В маркетинге с 1997 года. Более 10 лет возглавлял маркетинговые подразделения в различных компаниях ИКТ-сектора России и стран СНГ.
Даже у таких инфраструктурных элементов электронного правительства, как классификаторы и НСИ, реестр информационных ресуров, реестр государственных информационных систем относящиеся к свободным данным во-первых не поддерживается актуальность, во-вторых очень сложный и не однозначный доступ. Поэтому пользователи стараются обойти электронное правительство и найти информацию другими путями
Вологодская область также присутствует на фейсбуке https://www.facebook.com/gosuslugi.oblast35/
В ВК у нашего региона высокий ER 0,4344
Прошу учесть это в анализе
Служба техподдержки Вконтакте отвечает так: «В сообществе не сказано, что оно является официальным представительством. Подобную группу может создать любой пользователь, в этом ничего криминального нет».