Два года существования реестра отечественного ПО – что произошло за это время

539

Ровно два года назад, 22 января 2016 года, в реестре отечественного программного обеспечения появились первые зарегистрированные заявки компаний-разработчиков софта.

В список первых опубликованных заявок вошли разработки компаний «1С», «Новые облачные технологии», «Эволента», “Электронные офисные системы (софт)”, “Ред Софт” и «Альт Линукс». Спустя два года в реестре содержится 4177 программных продуктов.

Напомним, Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр отечественного ПО) действует с 1 января 2016 года в соответствии с требованиями ФЗ-188 и постановления правительства №1236 от 16 ноября 2015 года (с уточнениями, введёнными постановлением правительства №1594) и предназначен для расширения использования отечественной IT-продукции в органах государственной власти РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки. Реестр содержит перечень российского ПО, отечественное происхождение которого было подтверждено решением экспертного совета по российскому ПО при Минкомсвязи России.

При госзакупках ПО заказчик из государственных органов должен соблюдать приоритет товаров российского происхождения по отношению к иностранным. Причем, если закупка российского софта невозможна, то заказчик должен опубликовать обоснование отказа от закупки.

Покупать иностранный софт можно, только если в Реестре российского ПО отсутствует аналогичный российский продукт или если отечественное ПО, включенное в Реестр, не соответствует требуемым техническим характеристикам.

Госзакупки ПО и госкомпании

В июле 2016 года первый вице-премьер Игорь Шувалов утвердил директивы представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием. Представители интересов РФ обязаны голосовать «за» изменение процедур закупки ПО и баз данных таким образом, чтобы указывать на необходимость подачи предложений, предусматривающих приобретение только такого программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО. Таким образом, правительства де-факто распространило на госкомпании порядок закупок ПО, ранее введённый для госорганов.

В марте прошлого года были введены дополнительные требования к офисному программному обеспечению (в эту категорию, помимо собственно офисных приложений, включены также операционные системы, антивирусы, коммуникационные программы и т.п.).

В соответствии с ними, для включения в реестр такое ПО должно работать как минимум на двух операционных системах, внесённых в реестр отечественного ПО, быть совместимым с форматами документов на основе Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), не требовать установки иного программного обеспечения (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего ограничения на его распространение на территории России, а также соответствовать ряду других требований. Если доступ к ПО осуществляется через интернет-браузер, должна быть обеспечена совместимость с не менее чем тремя различными браузерами, один из которых должен входить в реестр российского программного обеспечения.

Согласно постановлению правительства от 20 декабря 2017 года №1594, с 1 января 2018 снят запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС; кроме России сюда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), для закупок для государственных и муниципальных нужд. Также в документе специально оговаривается невозможность замаскировать закупку импортного ПО под предоставление услуг, в том числе «облачных», оказание услуг по созданию, модернизацию и сопровождению информационных систем, закупки предустановленного импортного ПО вместе с вычислительной техникой в обход процедуры, предусмотренной постановлением правительства №1236 и др.

Для того, чтобы избежать коллизий, которые возникали при закупке российских программных продуктов, по тем или иным причинам не входящие в реестр, в новой редакции постановления 1236 прямо сказано, что «подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах…» (или в реестре евразийского программного обеспечения, если программа для ЭВМ разработана в государстве ЕАЭС).

О центре компетенции по импортозамещению в области ИКТ

В мае 2016 года президент России Владимир Путин подписал поручение председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву в срок до 1 октября 2016 года обеспечить необходимую государственную поддержку созданию и работе центра компетенции по импортозамещению в области ИКТ, особо указав на необходимость обеспечить независимость центра от компаний и отраслевых органов власти. Задача центра компетенций состоит в предоставлении госзаказчикам информации о российском программном обеспечении и обеспечении методической поддержки органов власти в сфере импортозамещения ПО, экспертизу проектов, связанных с импортозамещением в сфере IT, предоставлении информации о проектах в сфере информационно-коммуникационных технологий, мониторинге и анализе закупок программного обеспечения, анализе совместимости отечественного программного обеспечения с имеющимися аппаратными средствами и др.

Центр компетенций зарегистрирован Минюстом в сентябре 2016 года. К настоящему времени он стал важным инструментом исполнения постановления № 1236. В мае 2017 года центр компетенции создал прецедент обжалования в ФАС госзакупки ПО, осуществлённой с нарушением установленных правил. Впоследствии центр компетенции выиграл щё ряд аналогичных дел.