Дефицит знаний в ИКТ является главным препятствием для эффективной работы учителей в России – НИУ ВШЭ

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выпустил исследование на тему «Информационно-коммуникационные технологии в школе: взгляд учителей и директоров». В выпуске представлены данные об использовании учителями ИКТ и оборудования, востребованности соответствующих навыков и знаний.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что компьютерная техника стала повседневным инструментом в работе российского учителя в школах, независимо от статуса и типа поселения, сказано в отчете.

При этом, по мнению учителей, дефицит знаний в области компьютерных и информационных технологий в наибольшей степени препятствует их эффективной работе, преподаватели рассматривают освоение ИКТ как приоритет. Так считают 24% опрошенных преподавателей.

Каких из перечисленных ниже знаний и/или навыков, на Ваш взгляд, не хватает учителям в Вашей образовательной организации для эффективной работы? Мнение учителей. Фото (с) НИУ ВШЭ
Каких из перечисленных ниже знаний и/или навыков, на Ваш взгляд, не хватает учителям в Вашей образовательной организации для эффективной работы? Мнение учителей. Фото (с) НИУ ВШЭ

Как отмечают исследователи, интересными представляются различия в ответах учителей частных и государственных (муниципальных) школ. Большее число учителей частных школ (29%) отметили фактор дефицита знаний в ИКТ как препятствующий эффективной работе.

Чего не хватает учителям для эффективной работы в элитных и обычных школах (в % от численности опрошенных). Фото (с) НИУ ВШЭ
Чего не хватает учителям для эффективной работы в элитных и обычных школах (в % от численности опрошенных). Фото (с) НИУ ВШЭ

Вторым по значимости дефицитом был назван навык работы с учащимися, имеющими проблемы в поведении, на третьем — знания требований ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты), на четвертом — методики обучения одаренных учащихся.

28% опрошенных учителей ответили, что им всего достаточно для эффективной работы. Наибольшая доля учителей, придерживающихся такого мнения, работает в школах повышенного уровня — 36%.

По мнению директоров школ, дефицит навыков работы в области ИКТ не является главным препятствием для эффективной работы учителя — данный пункт оказался лишь на шестом месте. Исключением являются директора частных школ, которые поставили эти навыки на первое место.

Директора школ считают, что в наибольшей степени учителям не хватает компетенций в обучении междисциплинарным навыкам (например, учить решать проблемы, учить учиться) — позиция, которую сами учителя отмечали довольно редко. Оценки руководителями дефицита у учителей знаний требований ФГОС, навыков работы с учащимися, имеющими проблемы в поведении, оказались близки к оценкам самих учителей.

Данное исследование проводилось НИУ ВШЭ совместно с АНО «Аналитический центр Юрия Левады». Выборка включала 1777 учителей и 1292 директоров.

В опросе учителей также попросили выделить из предложенного набора не более пяти наиболее важных составляющих профессиональной деятельности. Почти половина опрошенных (49%) отметили освоение новых информационных технологий. Эта позиция уступила только такому базовому элементу профессиональной деятельности, как подготовка к урокам и проверка работ учеников (65%).

Важность информационно-коммуникативных технологий в работе учителя (в % от численности опрошенных). Фото (с) НИУ ВШЭ
Важность информационно-коммуникативных технологий в работе учителя (в % от численности опрошенных). Фото (с) НИУ ВШЭ

Среди других аспектов работы, которые попали в пять наиболее важных, — освоение методов формирования у учеников критического мышления и умение решать проблемы, подготовка учеников к участию в олимпиадах и разработка дифференцированных заданий для учеников с разными возможностями и особенностями обучения.

Судя по данным опроса учителей, ноутбук или стационарный компьютер стал привычным инструментом в их работе. В среднем 84% учителей ответили, что пользовались этими устройствами в течение учебного года.

Вторым по популярности техническим средством является медиапроектор, который использовали больше половины опрошенных учителей, а третьим (отметили больше трети учителей) — электронная (интерактивная) доска. Такие средства, как мобильные технологии и электронные учебники, используются существенно меньшим числом учителей — 16% и 14% соответственно. А вот оборудование для видеоконференций, цифровые лаборатории и облачные сервисы пока, по данным исследования, являются своего рода экзотикой для российских школ.

Использование учителями технических средств. Фото (с) НИУ ВШЭ
Использование учителями технических средств. Фото (с) НИУ ВШЭ

Примечательно, что только 8,6% учителей отметили, что не используют никакие из указанных средств.

Необходимо также особо отметить, что исследование не выявило значимых различий в ответах учителей в городах с различной численностью населения и сельской местности, в обычных школах и школах повышенного уровня.

Ответы директоров на вопрос об использовании компьютерного (цифрового) оборудования в целом соответствуют рейтингу популярности оборудования у учителей. Однако по ряду позиций (цифровые лаборатории, техника для видеоконференций, мобильные технологии) сравнительно большее число директоров указывают на использование соответствующих средств (оборудования).

Учителям также задавался вопрос о том, сколько в среднем часов в неделю они используют перечисленные ими технические средства. Ноутбуком или стационарным компьютером учителя пользуются в среднем 13 часов в неделю, электронной доской — около 10, медиапроектором — порядка 8.

В Москве в среднем учителя пользуются перечисленными техническими средствами активнее — 18, 12 и 10 часов в неделю соответственно. В селах и поселках городского типа учителя используют стационарный компьютер и электронную доску гораздо реже (10 и 7 соответственно).

Сколько в среднем часов в неделю Вы использовали технические средства? Фото (с) НИУ ВШЭ
Сколько в среднем часов в неделю Вы использовали технические средства? Фото (с) НИУ ВШЭ

Исследование о времени пользования техникой проводилось НИУ ВШЭ совместно с АНО «Аналитический центр Юрия Левады». Выборка включала 1494 учителей, в том числе 248 — из Москвы, которые пользовались компьютером; 662 учителя, в том числе 114 — из Москвы, которые пользовались электронными досками; 1086 учителей, в том числе 160 — из Москвы, которые пользовались медиапроектором. 1777 учителей, в том числе 1485 — из государственных и 280 — из частных школ.

Как сказано в сообщении НИУ ВШЭ, мониторинг экономики образования (МЭО) реализуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации начиная с 2002 года.

Полный текст исследования >>> (оригинал см. здесь)

 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Внедрение электронных учебников хорошая и благородная инициатива государства. Но я подозреваю, что многие учителя, скажем так, не дружат с техникой. Если начнется повсеместное внедрение данных гаджетов, то будут ли какие-нибудь обучающие семинары для учителей?

  2. Я думаю. что обучающие семинары для учителей и учеников учтены. В нашей школе пока только краем слова обмолвились о введение электронных учебников, но многие родители уже против..( Очень сложно в нашей стране с нашим менталитетом дается что-то новое. Но мы с сыном с нетерпением ждем новый учебный год, хотим прикоснуться к прогрессу:) Очень надеемся, что все-таки электронные учебники появятся у нас.

Comments are closed.