Борьба с Google в России: запрягали медленно, поехали быстрее Европы

Российский суд и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) взялись за Google намного позднее, чем в Европе, но вынесли решения по делам против Google намного быстрее. В Европе уже пять лет не могут разобраться с американским интернет-монополистом, который занимает 90% европейского рынка поиска – официальные претензии Google в ЕС предъявлены в начале года, но юридические процедуры далеко не окончены.

Как Бурков и «Яндекс»  в суде и в ФАС нашли управу на Google

Напомним о сентябрьских событиях. 16 сентября 2015 года Мосгорсуд рассмотрел апелляцию жителя Екатеринбурга Антона Буркова к Google.

Бурков просил привлечь владельца Gmail к ответственности за нарушение тайны переписки: робот анализировал данные переписки истца в Gmail, о чём пользователь догадался, увидев контекстную рекламу. Бурков обсуждал в своих письмах с коллегами детали поездки в Страсбург, и ему показали объявления с предложениями отелей Страсбурга и услуг в получении визы.

Замоскворецкий районный суд Москвы в первой инстанции отклонил иск Антона Буркова. Представители российского ООО «Гугл» ответственность за нарушение тайны переписки на территории России с себя сняли, заявив, что сервисы Gmail.com и AdWords не его компетенция, это всё в Калифорнии придумали. Истец стоял на своём и требовал от ООО «Гугл» отвечать за Google по российским законам. Собственно, засудить транснациональную компанию за попытку ухода из-под действия местных законов (этот приём называется «корпоративная вуаль») и было его целью.

Мосгорсуд, что является крайне редким событием, не просто вернул дело в районный суд, а требования истца о взыскании с ответчика 50 тысяч рублей полностью удовлетворил. Едва дело запахло прецедентом (есть ли он, станет ясно после публикации полного текста решения суда) Mail.ru и «Яндекс» поспешили заявить, что да, их роботы также читают чужие письма, но только для поиска спама и вирусов.

«Яндекс», как и Бурков, также сумел привлечь к ответственности Google, только не в суде. С заявлением в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) представители российской компании обратились 18 февраля 2015 года. По мнению заявителя, из-за политики Google продавцы Android-смартфонов и планшетов вынуждены были с лета 2014 года отказываться от предустановки сервисов «Яндекса».

Это правда. Первым о невозможности сотрудничества с «Яндексом» летом 2014 года заявил производитель Prestigio. По данным исследовательской компании GFK, по итогам 2013 года Prestigio занимал 10% от объемов рынка. В сентябре 2014 года от партнерства пришлось отказаться Explay, а в декабре и Fly (доля на российском рынке смартфонов – около 12%).

Известно, что закрытый пакет сервисов Google Mobile Services (GMS) – часть ОС Android. Отказаться от него производитель смартфона не может. А согласно требованиям лицензии GMS, все сервисы Google должны размещаться на первом экране интерфейса. В «Яндексе» настаивают на том, чтобы у производителей был выбор, какие сервисы они могут предустанавливать, и даже высказались за разделение ОС Android от поиска Google и других пользовательских сервисов.

Представители Google все обвинения отрицали, утверждая, что никак не ограничивают производителей при получении GMS. Однако Google делится с ними частью прибыли за продвижение поиска и других сервисов Google, предустановка приложений других компаний ограничена. Иск «Яндекса» к Google поддержал альянс «Честный поиск», в который входят 16 IT-компаний, в том числе Nokia, Oracle, Microsoft, а «Яндекс» заявил, что может присоединиться к международному альянсу.

14 сентября ФАС признала факт злоупотребления Google доминирующим положением на рынке предустановленных магазинов приложений в ОС Android. Санкции предусматривают штрафы в размере до 15% с годового оборота от выручки компании на рынке за минувший год. Согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс», выручка основного юрлица Google в России – ООО «Гугл» по итогам 2014 года составила 18 миллиардов рублей.

Доминирующее положение на рынке предустановленных сервисов и популярность Android со встренными по умолчанию инструментами позволяет Google теснить «Яндекс» на рынке поиска.

В Европе так не могут

Решение, принятое ФАС, стало самым оперативным за всю историю антимонопольных разбирательств, в которых фигурировал Google. Еврокомиссия более четырех лет собирает факты нарушений американской компании.

Первые публикации о недобросовестности политики Google в Евросоюзе датируются 2009-2010 годами. Тогда конкуренты из европейских систем контекстной рекламы заявили, что Google в приоритетном порядке в выдаче по запросам показывает свои объявления, даже если альтернативные предложения более релевантны интересам пользователя. Объявления конкурентов могли и вовсе не отображаться.

Расследование началось в ноябре 2010 года. Официальное извещение Еврокомиссии в адрес Google о возможном нарушении ею европейских антимонопольных норм последовало в марте 2013 года. Претензии заключались в том, что режим высокого приоритета Google предпочел отдать своим сервисам, таким, как YouTube, Google Maps, Google Images, Google Shopping и так далее. Соответственно, поисковая система искусственно занижала результаты конкурентов. WSJ в апреле 2014 года сообщил, что штрафные санкции по делу могут достичь 10% от оборота Google в ЕС за 2013 год (6 миллиардов долларов), а Еврокомиссия выдвинет обвинения Google уже через несколько недель.

Документ, в котором осуждается доминирование Google в Европе, получил название Statement of Objections («Заявление о возражениях»). В нем указаны все факты о возможных нарушениях Google конкуренции, которые еврокомиссары собирали на протяжении последних четырех лет.

В ноябре 2014 года Европейский парламент принял резолюцию о целесообразности отделения поиска Google от его рекламных сервисов. Однако резолюция эта носит исключительно рекомендательный характер. Ожидалось, что комиссия ЕС по конкуренции примет окончательное решение, и, возможно, даст делу против Google ход в суде. В Google оправдывались тем, что их ответственность — обеспечение релевантных результатов поиска, а не реклама веб-сайтов, и если пользователям не нравятся поиск, есть и другие системы «на расстоянии одного клика».

Официальное обвинение Google предъявили в апреле 2015 года. Еврокомиссия вменяет американской компании нарушение антимонопольных законов ЕС из-за доминирования на рынке онлайн-поиска.

В комиссии по защите конкуренции считают, что пользователи не получают релевантную выдачу в ответ на запросы. Это, в свою очередь, наносит ущерб и покупателям, и конкурирующим сервисам, а также тормозит инновации. В заключении регулятора сказано, что Google с 2008 года «систематически позиционирует и выдает на первых местах в поиске собственные сервисы сравнения товаров и цен, вне зависимости от их качества».

Свидетелем по делу в разбирательстве участвует «Яндекс». «Мы предоставили материалы, которые запрашивала Еврокомиссия — о взаимодействии с производителями по предустановке сервисов на их мобильные устройства», – сообщили в «Яндексе». Не исключается вариант, когда, при признании Google виновной в нарушениях, его сервисы будут проходить проверку на предмет исключительного положения в привязке к поисковому контенту. В таком случае конкурентам предложат равные условия. Например, производители смартфонов для рынка ЕС смогут поставлять аппараты с возможностью выбора сервисов «Яндекса» для установки, при этом не ограничивать использование других технологий Google. Решение по этому делу, возможно, будет принято в конце 2015 года.

Google vs ЕC: хронология

•    Ноябрь 2009: Британский онлайн-ресурс по сравнению цен Foundem направил жалобу в Брюссель по поводу поисковых практик Google.

•    Ноябрь 2010: Еврокомиссия начала официальное расследование.

•    Май 2012: Регуляторы определили четыре области претензий к Google и предоставили компании возможность представить предложения, как урегулировать разногласия.

•    Январь 2013: Google представил предложения по трем вопросам: предпочтение в поисковой выдаче его собственных сервисов; заключение сделок, ограничивающих права рекламодателей; копирование контента конкурирующих сайтов без их разрешения.

•    Май 2013: Противники Google раскритиковали его предложения как «нарочито смехотворные»

•    Июль 2013: Евросоюз попросил Google разработать новые предложения.

•    Октябрь 2013: Google представил второй пакет предложений.

•    Декабрь 2013: Противники Google и сообщества потребителей заявили, что предложенные меры практически никак не улучшают ситуацию с конкуренцией на рынке онлайн-поиска.

•    Февраль 2014: Еврокомиссар Хоакин Альмунья (Joaquin Almunia) объявляет о соглашении с Google, после того, как компания представила третий пакет предложений. Эти предложения, по мнению Альмуньи, соответствуют ожиданиям Евросоюза.

•    Май-Июнь 2014: Евросоюз заявляет компаниям, что их претензии к соглашению с Google не будут приняты во внимание.

•    Сентябрь 2014: Изменяя предыдущее решение, ЕС отвергает третий пакет предложений Google и требует представить четвертый — что является беспрецедентным случаем в истории антимонопольных расследований.

•    Ноябрь 2014: Маргрете Вестагер (Margrethe Vestager) сменяет Альмунью.

•    Март 2015: Вестагер встречается с главой Google Эриком Шмидтом (Eric Schmidt). ЕС просит обвинителей позволения раскрыть определенную информацию, что указывает на подготовку к формальному обвинению компании.

•    Апрель 2015: Евросоюз впервые выдвигает официальное антимонопольное обвинение против Google.

Чем ещё Google не нравится европейцам

В 2012 году правительство Франции и ряда других стран обвинили Google в сборе информации о пользователях без их согласия. Этому предшествовало изменение Google политики конфиденциальности, корпорация заявила, что считает себя вправе собирать данные из одного своего сервиса и передавать его в другой без разрешения владельца данных.

В 2013 году в Европарламенте предложили усилить защиту пользовательских данных. Механизм, по мнению инициаторов предложения, мог выглядеть так: интернет-компании обязаны запрашивать дополнительное разрешение на обработку владельцев информации. «Пользователей необходимо информировать о том, что происходит с их личными данными», — говорит инициатор реформы, член Европейского парламента из Германии Ян Филипп Альбрехт (Jan Philipp Albrecht). По его словам, с «недобросовестных» интернет-компаний нужно взимать штрафы в размере от 0,5% до 2,0% от годового оборота. Такова плата за риск компрометации личных данных.

Предтечи Google

Google – не первая американская IT-компания, попавшая под каток антимонопольных служб Евросоюза. Первой была Microsoft, вот её приключения:

•    2004 год, март. Еврокомиссия предписала американской корпорации раскрыть конкурентам техническую информацию для того, чтобы ее конкуренты могли создавать свои мультимедиаплееры, совместимые с ОС Windows. Также было предписано распространять версии ОС без встроенного Windows Media Player. Штраф составил 497 миллионов евро.

•    2006 год. Представители Еврокомиссии выяснили, что их предписания не выполняются, что привело к дополнительному штрафу в размере 280 миллионов евро. Впервые за полвека Еврокомиссия оштрафовала компанию за то, что она пренебрегла исполнением предписания.

•    2008, февраль. Еврокомиссия оштрафовала Microsoft за невыполнение предписания антимонопольных органов от марта 2004 года и за завышение суммы отчислений, которые конкуренты должны были платить Microsoft за предоставление технической информации. Сумма санкций составила 899 миллионов евро.

•    2013, март. Еврокомиссия оштрафовала Microsoft на 561 миллион евро (1% от годового оборота выручки на соответствующем рынке, максимальный штраф мог достигнуть 10%, – прим. ред.). Корпорация не обеспечила для 15 млн пользователей на этапе установки ОС права выбора альтернативных Internet Explorer браузеров. Напомним, что в 2009 году стороны пришли к соглашению, что в течение пяти лет пользователи Windows XP, Vista и 7 в 30 странах Европы будут иметь возможность в специальном окне выбирать браузер для использования по умолчанию. Из-за сбоев такая возможность отсутствовала. В декабре 2014 года срок соглашения истек и пользователям вновь предлагается Internet Explorer. Таким образом, сумма штрафов в отношении Microsoft превысила 2,23 миллиарда евро.

Также в пострадавших значится Intel, которой принадлежит рекорд по единовременной сумме антимонопольного штрафа. Еврокомиссия рассматривала факты антимонопольного дела с участием Intel с июня 2007 года. По мнению еврокомиссаров, Intel своими действами привела к тому, что выход на рынок компании чипов AMD, основного конкурента, был блокирован монополистом. Корпорации вменяется предоставление значительных скидок сборщикам ПК в замен от отказа использования продукции конкурентов, например, AMD и ее заменой на решения Intel.

Intel, понятно, осудил решение Еврокомиссии. По словам главы компании Пола Отеллини, рынок микропроцессоров «высоко конкурентный». В то же время он назвал «деловой практикой» «стимулирование» производителей для отказа от продукции конкурентов и отметил, что конечные потребители от этого никак не пострадали. Этот не помешало Еврокомиссии в апреле 2009 года оштрафовать Intel на 1,45 миллиарда долларов (1,06 миллиарда евро по тогдашнему курсу).