АСИ определило сегменты рынка услуг, предоставляемых беспилотниками

    528

    Агентство стратегических инициатив (АСИ) опубликовало “дорожную карту” по развитию глобального сетевого рынка информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, и выделило четыре сегмента гражданского и коммерческого применения AeroNet (направление Национальной технологической инициативы (НТИ), относящееся к беспилотным летательным аппаратам).

    Как отмечается на сайте НТИ, «дорожная карта» одобрена президиумом совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России.

    Согласно документу, приоритетными направлениями развития отрасли в Российской Федерации являются дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) и мониторинг; применение в сельском хозяйстве; перевозки; поиск и спасание.

    Читать также: “ОПК разрабатывает систему охраны особо важных объектов с помощью дронов” >> 

    1. ДЗЗ и мониторинг

    В документе отмечается высокий потенциал развития сегмента в России. Также у российских игроков есть необходимые наработки и компетенции для захвата лидирующих позиций:

    • российские инженеры являются лидерами в мировом авиамодельном спорте. Спортсмены разрабатывают для своих аппаратов уникальные технологии, которые затем применяются в коммерческих беспилотных воздушных судах (БВС);
    • в России традиционно сильны разработчики различных физических сенсоров, которые уже составляют до 40% стоимости беспилотных авиационных систем (БАС);
    • российские разработчики являются мировыми лидерами на рынке ПО для обработки материалов аэрофотосъемки (это одна из ключевых технологий ДЗЗ с БВС – российское ПО используется в 88 странах мира).

    Таким образом, можно ожидать, что доля России в мировом рынке ДЗЗ с БАС будет больше среднеотраслевой и составит порядка 10%.

    Читать также: “Операторы дронов и мобильные робототехники вошли в список 50 перспективных профессий” >> 

    2. Применение в сельском хозяйстве

    При наличии государственной поддержки и активного выращивания национальных чемпионов Россия может занять от 15–20% (базовый сценарий) до 20–25% (оптимистический сценарий) мирового рынка в сегменте «Сельское хозяйство» к 2035 году, считают разработчики документа.

    В денежном выражении объем рынка по оказанию услуг на основе БАС в данном сегменте, занимаемый российскими компаниями, может достичь к 2035 году 240 миллиардов рублей, а продажа БВС составит дополнительные 27 миллиардов рублей.

    3. Перевозки

    Помимо традиционной экспресс-доставки, одним из сегментов рынка может стать доставка медикаментов и биоматериалов, отмечается в документе. В РФ существует подтвержденный интерес компании Invitro – ведущего поставщика услуг в сфере медицинских анализов – к использованию БАС для таких перевозок.

    По состоянию на начало 2015 года технологическая готовность для осуществления воздушной беспилотной экспресс-доставки представляется достаточной, однако в существующих регуляторных условиях и на данном уровне развития технологий сегмент «Перевозки» на рынке отсутствует.

    При наличии государственной поддержки и активного выращивания национальных чемпионов Россия может занять от 6–8% (базовый сценарий) до 8–10% (оптимистический сценарий) мирового рынка в сегменте «Перевозки» к 2035 году.

    4. Поиск и спасание

    Общий объем сегмента рынка по направлению применения БВС «Поиск и спасание» ориентировочно оценивается в 170–200 БВС морского базирования и 300 БВС наземного базирования с последующей компенсацией потерь в 50–100 БВС ежегодно.

    Доля Российской Федерации в данном сегменте может распространиться на страны постсоветского региона, а также на страны, где еще не функционирует единая служба поиска и спасания, способная применять БАС для указанных целей.

    В существующих регуляторных условиях и на данном уровне развития технологий сегмент «Поиск и спасание» на рынке отсутствует.

    При наличии государственной поддержки и активного выращивания национальных чемпионов Россия может занять от 7–10% (базовый сценарий) до 15–20% (оптимистический сценарий) мирового рынка в сегменте «Поиск и спасание» к 2035 году.

    Образ будущего рынка

    Как считают аналитики АСИ, в ближайшие 10–20 лет существенно расширится применение беспилотных авиационных и околоземных космических систем, комплексных решений и услуг на их основе.

    Над территорией Российской Федерации к 2035 году постоянно могут находиться в воздухе не менее 100 тысяч беспилотных воздушных судов, объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих потребностей экономики.

    Читать также: “Дроны хотят использовать при тушении пожаров в Москве” >> 

    Среднесписочная численность занятых в разработке и производстве беспилотных авиационных систем составит 50 тысяч человек, численность занятых в эксплуатации БАС, обеспечении комплексных решений и услуг на их основе достигнет 500 тысяч человек к 2035 году.

    Оценки показывают, что объем мирового рынка БАС, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 миллиардов долларов США (в текущих ценах).

    Доля России на этом развивающемся рынке может составить более 35–40 миллиардов долларов США. Возникнут крупные отечественные компании, которые зададут отраслевые стандарты в своих сегментах.

    Читать также: “PwC оценил мировой рынок коммерческого использования дронов в $127 млрд” >> 

    Пилотные проекты, нацеленные на достижение лидерства на рынке AutoNet
    АСИ предлагает ряд пилотных проектов, развивающих уже имеющиеся в России ресурсы в данной области.

    1. Пилотный проект по комплексным кадастровым работам в Ростовской области. Позволит сократить стоимость комплексных кадастровых работ в два раза и поставить на кадастровый учет участки на площади не менее 1000 кв. км.

    2. Проведение аэромагнитного мониторинга кимберлитовых трубок в Астраханской области на площади не менее 1000 кв. км. Позволит сократить стоимость аэромагнитного мониторинга в два раза.

    3. Пилотный проект по мониторингу ЛЭП в Ленинградской области с отладкой и сертификацией методики. Позволит выполнить работы на трассах протяженностью 5000 км при сокращении стоимости мониторинга ЛЭП в пять раз.

    4. Развитие градостроительного атласа города Томска (map.admin.tomsk.ru), который является самой крупной в мире моделью города, сформированной с применением БВС, и тиражирование накопленного в данном проекте успешного опыта. Отладка технологии и ее внедрение в 5–10 крупных городах РФ позволит сократить стоимость высокоточной картографии в пять раз.

    Напомним, НТИ – долгосрочная межведомственная программа частно-государственного партнёрства по содействию развития новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 15–20 лет. В качестве основного инструмента реализации НТИ определена система «дорожных карт», которые реализуются в форме проектов НТИ.

    Проектным офисом НТИ является ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), осуществляющее управление, организационно-техническую и экспертно-аналитическую поддержку, информационное и финансовое обеспечение разработки и реализации «дорожных карт» и проектов НТИ.

    Читать также: “Группу по реализации Национальной технологической инициативы в АСИ возглавил Евгений Ковнир из Минкомсвязи” >> 

    Как сообщал D-Russia.ru, в 2016 году бюджетное финансирование на НТИ пойдет преимущественно на четыре направления Национальной технологической инициативы: AeroNet (беспилотные летательные аппараты), AutoNet (беспилотные автомобили), MariNet (беспилотный морской транспорт) и NeuroNet (распределенные компоненты сознания). В федеральном бюджете на 2016 год на реализацию ключевых проектов «дорожных карт» НТИ предусмотрено 8 миллиардов рублей (ранее предполагалось выделение в 2016 году на НТИ 10 миллиардов – таким образом, финансирование сокращено на 20%).