Минкомсвязь, интернет-омбудсмен, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), «Яндекс», а также представители СМИ раскритиковали законопроект, приравнивающий к средствам массовой информации новостные интернет-агрегаторы.
Напомним, что в четверг 25 февраля депутаты Алексей Казаков («Справедливая Россия») и Александр Ющенко (КПРФ) внесли в Госдуму поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и к Административному кодексу. Поправки предполагают наделение владельцев новостных агрегаторов обязанностями СМИ и вводят запрет на более чем 20-процентное участие иностранцев в компании. Агрегатором предлагается считать программу или сайт (веб-страницу), которые используются для обработки и распространения новостной информации, на которых может размещаться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и посещаемость которых в течение суток составляет более одного миллиона человек.
Владельцы такого агрегатора, по мнению авторов документа, обязаны проверять достоверность информации (до её распространения); не допускать использование ресурса «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм и др.
«Мы этот законопроект не видели, к нам он официально не поступал, и эта идея нам не нравится», — заявил «Интерфаксу» заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин. По его словам, никаких консультаций с Минкомсвязью авторы проекта не проводили, при этом Роскомнадзор (подведомственная Минкомсвязи организация) заявлен в законопроекте в качестве контролирующего органа. По мнению Волина, если довести эту идею до логического конца, то с таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски. «Мы же видим в витрине киоска обложки газет и журналов и можем прочитать на них заголовки новостей. Чем не новостной агрегатор?» — сказал он.
Противником законопроекта выступает и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, пишет «Коммерсант». Он считает, что новостной агрегатор «работает по заданным алгоритмам с неким набором информации, чтобы ее доступным, качественным и удобным способом представить пользователю». «Заставлять робота подчиняться законодательным инициативам — абсолютно бессмысленная затея», — говорит Мариничев.
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) назвала требование премодерации сотен тысяч материалов, автоматически обрабатываемых агрегаторами, «грубым вмешательством» в их работу. По мнению ассоциации, принятие законопроекта в данном виде может привести к закрытию российских сервисов поиска и агрегации новостей.
Новостные агрегаторы являются игроками рынка масс-медиа, и «по логике какая-то история с их регулированием должна быть», считает советник президента РФ по интернету Герман Клименко. «Другой вопрос, должны ли агрегаторы полностью попадать под этот законопроект. Депутаты могут хотеть много чего, не надо их за это осуждать, но, очевидно, то, что я сейчас читаю, требует корректировки», — сказал Клименко «Коммерсанту». Его, в частности, смущает предложение, обязывающее агрегаторов проверять достоверность данных.
По данным источника «Коммерсанта» в Госдуме, всего под действие закона попадут до 30 крупных компаний: «Яндекс», Mail.Ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», Facebook, Twitter и др.
Наиболее популярным новостным агрегатором в России является «Яндекс.Новости». По данным TNS Russia, среднесуточная аудитория сайта в январе составляла 6,2 миллиона россиян в возрасте от 12 до 64 лет. Аудитория «Новостей Mail.Ru» составляла 3,7 миллиона человек.
В компании «Яндекс» сообщили, что в случае принятия закона закроют новостной сервис: у компании нет возможности премодерации сотен тысяч новостей, которые агрегируются роботом.
Агрегаторы не публикуют полные тексты новостей, читатели переходят по ссылкам на сайты партнеров. Поэтому ограничения работы новостных агрегаторов лишат СМИ существенной доли интернет-трафика. «Комсомольская правда» получает через агрегаторов 20-25% трафика, сообщил изданию гендиректор этого ИД Владимир Сунгоркин. Около 20% посещений получает от агрегаторов и сайт «Аргументов и фактов», говорит гендиректор ИД «АиФ» Руслан Новиков, признавая, что потеря этого трафика негативно скажется на бизнесе.
Представители Facebook и «ВКонтакте» не ответили на запросы издания. Представитель Rambler сообщил, что, хотя в «Рамблер.Новостях» действует автоматическая агрегация, компания не видит проблем для соблюдения закона, если он будет принят (с лентами новостей в «Рамблере» работает не робот, а редакция – ред.).
Как писал Экспертный центр электронного государства, в мае 2014 года еще один депутат — Андрей Луговой (ЛДПР) озаботился вопросом новостных агрегаторов. Он направил в Генпрокуратуру запрос относительно проверки «Яндекса» на принадлежность к СМИ. С его точки зрения, такие крупные интернет-ресурсы оказывают сильное влияние на сознание пользователей, и нужно разобраться, какие обязанности они должны выполнять по закону. Также политик добавил, что поскольку «Яндекс» зарегистрирован в Голландии, то возникает вопрос — куда должен обращаться российский пользователь, если его интересы будут задеты поисковиком?
В июле 2014 Генеральная прокуратура ответила отрицательно на запрос депутата о том, является ли поисковик средством массовой информации.