Законопроект о преференциях для отечественного софта прошел первое чтение в Госдуме
Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о преференциях для отечественного программного обеспечения (ПО), внесенный комитетом по информполитике во главе с Леонидом Левиным.
Законопроектом предлагается расширить сферу использования российских компьютерных программ и баз данных, а также создать единый реестр российского софта в целях оказания правообладателям господдержки. Реестр должен регулироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При госзакупках предлагается соблюдать приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к иностранным товарам. Причем, если закупка российского софта невозможна, авторы предлагают обязать заказчика публиковать в реестре обоснование .
Как писал ранее Экспертный центр электронного государства, в середине мая проект был рассмотрен Общественной палатой, с участием представителей общественных и экспертных организаций, и федеральных ведомств – Минэкономразвитя, Роскомнадзора, ФАС, Фонда информационной демократии, Института развития Интернета, Фонда развития интернет-инициатив. В целом все участники обсуждения, в том числе представители Минэкономразвития и ФАС, поддержали идею преференций отечественным разработчикам ПО при госзакупках, однако с замечаниями по тексту законопроекта.
Как пишут «Ведомости», у законопроекта есть аналоги — проект постановления правительства, подготовленный Минкомсвязи, и поправки в закон «Об информации…», предложенные 18 мая сенатором Людмилой Боковой.
Минкомсвязи предлагает ограничить госзакупки софта, не внесенного в реестр. Проект постановления правительства, подготовленный министерством, запрещает допуск иностранного ПО к госзакупкам с тремя исключениями. Первое – если в реестре нет программ нужного класса. Второе – программы есть, но не подходят по техническим характеристикам (госзаказчик должен объяснить, по каким именно). И третье – если сведения о таком софте или закупке составляют гостайну.
По данным издания, поначалу проект раскритиковало Минэкономразвития: дескать, рост доллара уже повысил конкурентоспособность отечественного ПО, а дополнительные преференции вряд ли помогут IT-рынку – дело кончится закупками у единственного поставщика и ослаблением конкуренции. Но доработанную редакцию проекта Минэкономразвития с небольшими замечаниями согласовало, говорит его представитель Елена Лашкина: «Раньше проект основывался на «усмотренческом» факторе, когда заказчик должен был доказывать, что продукт ему не подходит. Сейчас он четко определяет: если [продукт] в реестре есть – покупаешь в реестре, если нет – покупаешь то, что есть на рынке». Минфин еще готовит ответ, сказал его представитель.
Законопроект Левина мягче – он не запрещает госзакупки иностранного софта в принципе, но заказчик должен публично объяснять, почему покупает иностранный софт, обращает внимание глава Института развития интернета, основатель Liveinternet.ru Герман Клименко, участвовавший в его подготовке. Это поможет собрать информацию о предпочтениях госзаказчиков.
В основе законопроекта Левина та же идея импортозамещения софта, поэтому акта правительства достаточно, считает Лашкина из Минэкономразвития.
Поправки Левина и постановление правительства могут существовать и параллельно, считает чиновник, осведомленный о ходе обсуждения инициативы Минкомсвязи, пишут «Ведомости». Как раз это предлагает сенатор Бокова: реестр предусмотреть в законе, а все подробности описать в постановлении.
Продажи только офисного софта в России составляют 15 миллиардов рублей в год, почти половина приходится на госсектор, оценивает объём рынка гендиректор «Новых облачных технологий» Дмитрий Комиссаров. Более 16% закупок госзаказчиками импортного софта уже сейчас легко заменить российскими аналогами, утверждал ранее представитель Минкомсвязи.
Ситуация уже меняется к лучшему, государственный заказчик активно ищет альтернативу западному софту. Еще год назад госклиенты редко рассматривали продукты «1С-Битрикса», предпочитая западные аналоги, а теперь «1С-Битрикс» даже открыл отдел по работе с такими клиентами, рассказал изданию гендиректор компании Сергей Рыжиков.