«Эквивалентность не применяется», или Госорганизации не спешат обосновывать необходимость закупки импортного софта
Постановление правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязывает госорганизации при закупке ПО обосновывать невозможность приобретения отечественного софта. Однако мониторинг лотов на сайте госзакупок, который проводит Экспертный центр электронного государства, показывает, что многие госорганы пока не включают такое обоснование в пакет документов закупки.
Так, например, 12 февраля межрегиональный информационный центр Пенсионного фонда Российской Федерации объявил электронный аукцион на поставку программного обеспечения для развития системы резервного копирования (начальная цена контракта — 23 миллиона рублей). Как следует из технического задания, исполнитель должен поставить центру программное обеспечение IBM Spectrum Protect Suite Terabyte License + SW Subscription & Support 12 Months.
Неким подобием обоснования необходимости закупки импортного ПО при этом является вот такой абзац технического задания: «В системе резервного копирования государственного учреждения – межрегионального информационного центра ПФР используется программное обеспечение IBM Spectrum Protect Suite Terabyte (p/n D1IW3LL). На все программное обеспечение, указанное ниже в технических требованиях, имеющее конкретное наименование, товарный знак и марку производителя, эквивалентность не применяется в связи с необходимостью обеспечения совместимости с ранее установленным оборудованием и программным обеспечением».
Федеральное казенное учреждение «Налог-сервис» Федеральной налоговой службы 15 февраля разместило два лота:
а) поставка оборудования, передача неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение и выполнение работ в целях создания программно-аппаратного комплекса по формированию единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (цена контракта — 456 540 200 рублей);
б) поставка оборудования, передача неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение и выполнение работ в целях создания программно-аппаратного комплекса (2-я очередь (1-й этап)) промышленного контура информационных систем маркировки товаров на территориях государств – членов Евразийского экономического союза и контроля и регистрации контрольно-кассовой техники (цена контракта — 652 572 400 рублей).
В документации на первый лот указано, что заказчик хочет приобрести два сервера, систему хранения данных и ПО управления этой системой. В ТЗ отмечено, что «преимущественно должны использоваться программно-технические решения отечественного производства, в том числе программное обеспечение с открытым программным кодом». Такая формулировка, во-первых, безосновательно ставит знак равенства между ПО в исходных кодах и отечественным ПО, а во-вторых, оставляет ФНС возможность участия в торгах поставщикам импортного софта без обоснования необходимости его закупки, что нарушает постановление правительства.
Работы по второму лоту включают в том числе поставку оборудования и передачу неисключительных (пользовательских) прав на ПО. Фраза про преимущественное использование отечественных продуктов также включена в ТЗ. Однако понятно, что при выполнении работ над второй очередью создания программно-аппаратного комплекса, который изначально разрабатывается на основе импортных решений (что следует из техзадания), предпочтение при закупке будет отдаваться уже работающим в системе решениям. В такой ситуации подготовить обоснование невозможности закупки российского ПО не составляет труда, однако ведомство этим не озаботилось.
Федеральное казенное учреждение «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» министерства внутренних дел Российской Федерации в размещенном 11 февраля конкурсе «Закупка прав на использование программного обеспечения» (цена контракта — 18 051 330 рублей) объявляет конкурс на закупку ПО американской компании CommuniGate Pro, тоже без обоснования. Компания эта – с российскими корнями и штаб-квартирой в Калифорнии, в реестр российского ПО её продукция не входит.
Обосновать необходимость закупки импортного софта сейчас вообще не сложно, поскольку в реестре отечественного ПО действительно недостает софта. Обоснование невозможности закупки российского продукта в большинстве случаев очевидно: в реестре российского ПО отсутствуют программные продукты нужного класса. Но госзаказчики вместо того, чтобы составить такое обоснование, предпочитают игнорировать постановление правительства.
Читать также: «Как внести программный продукт в реестр российского ПО» >>