Законопроект о переводе оформления выплат по обязательным видам страхования в электронный вид принят в I чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий в законодательство прямое указание на возможность обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков).

Напомним, действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен осуществить не только сбор разнообразных справок и документов, но и предоставить их страховщику, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.

В ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумажном носителе.

Кроме того, существует обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО такая обязанность потерпевшего прямо определена законом).

В отдельных регионах создаются ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату возможно только в офисе страховщика за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.

Отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные надзорные риски в добровольных видах страхования, что не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков в них полностью в электронную форму.

Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты, особенно в малонаселённых и отдаленных населенных пунктах, и ведут к существенным затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение (расходы на получение и пересылку документов, предоставление повреждённого имущества для осмотра страховщику).

Дополнительные сложности возникли из-за повсеместного (как на федеральном, так и на региональном уровнях) введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и перевода на удаленную работу части персонала страховых организаций, который занимался урегулированием убытков.

Для решения вышеперечисленных проблем и был разработан рассматриваемый Думой законопроект, которым:

  • исключается обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде;
  • устанавливается право потерпевшего осуществлять обмен необходимыми документами и информацией в электронной форме (в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг). В ОСАГО осмотр транспортного средства страховщиком допускается путем обмена с потерпевшим фото- и видеоматериалами с использованием мобильного приложения «Помощник ОСАГО»;
  • в ОСАГО устанавливается двухлетний переходный период после вступления предлагаемых изменений в силу, когда полностью электронный документооборот может осуществляться только в случае достижения соглашения о таком взаимодействии при заключении договора;
  • создаются условия получения страховщиками сведений об обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий и иных страховых случаев из внешних источников в автоматизированном режиме, расширяется состав таких источников (для добровольных видов страхования) и повышается их значимость при рассмотрении вопроса о страховом возмещении;
  • Банк России наделяется полномочиями по установлению требований к обмену информацией и документами между потерпевшим и страховщиком в обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика, а также гражданской ответственности владельца опасного объекта (аналогично полномочиям, предоставленным Банку России в ОСАГО).

«Принятие законопроекта создаст условия для повышения проникновения страховых услуг и усиления реальной страховой защиты наиболее незащищенных слоев населения, лиц, проживающих в отдаленных населенных пунктах, а также для массового повышения компетенции российских страховщиков по полностью электронному взаимодействию с клиентом (онлайн-страхование) и возможному осуществлению розничных видов страхования без необходимости наличия множественных точек физического присутствия как на территории Российской Федерации, так и за рубежом», – говорится в ПЗ.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: